Предлагаю вам свой конспект урока окружающего мира по теме «Как Россия у Европы училась».
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учеников с культурой России XVIII-XIX веков, сравнить достижения культуры России и Европы.
Урок «Как Россия у Европы училась»
Ι. Организационный момент.
Настраиваемся на хорошие и продуктивный урок.
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
— Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
Дети отвечают (Клад — это богатство, деньги, золото)
— Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Это наши знания. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Прежде чем мы с вами будем пополнять багаж наших знаний, давайте обратимся к нашему сундучку, и воспользуемся ранее полученными знаниями, для того, чтобы сундук наш пополнился.
(Учитель из сундучка достает слово «Петр 1»).
— Ребята, давайте вспомнить, кто был такой Петр I? Чем он прославился? И почему его называли Великим? (Ответы детей)
Работа в группах.
— А сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. На столах у вас лежат конвертики, в которых есть карточки. Отыщите каждому высказыванию свою пару. Выполняя задание, не забывайте о правилах работы в группе.
Задание «Найди пару”
— Итак, мы восстановили с вами знания о Петре Великом, предлагаю еще раз заглянуть в наш сундучок. На этот раз я предлагаю вам вспомнить термин «культура».
— Ребята, давайте вспомним, что такое культура? Посмотрите, пожалуйста, на экран, что мы видим? (на слайде изображены памятники культуры) Давайте сравним эти памятники культуры. (Дети замечают, что памятники культуры сильно отличаются).
Давайте посмотрим, как выглядели памятники культуры России XVIII-XIX веков.
— Ребята, какое вы заметили противоречие? (Как вы считаете, Россия подзабыла свою культуру?)
— Какой возникает вопрос? Можно ли сказать, что после XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?
— К главному вопросу урока можно сделать три предположения:
— Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?
— Россия не отказалась от своей культуры и не приняла европейскую?
— Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую?
1. М.В. Ломоносов.
Просмотр фильма. (Комментирование просмотренного).
— Откройте учебник на стр. 76, соответствуют ли картинки просмотренному фильму?
Физкультминутка
2. «Золотой век» русской культуры.
Заранее подготовленные дети выступают с докладами. (Обсуждение)
— С творчеством А.С. Пушкина мы с вами сталкивались не раз, и я предлагаю сейчас вспомнить с помощью загадок знаменитые сказки Пушкина.
Пушкин, Лермонтов, Гоголь – что объединяет всех этих талантливых людей? (они писатели, литераторы). В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению по постановлению Президента 2015 год объявлен годом литературы.
— Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? (Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.)
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Работа в учебнике.
— Откройте учебники на с.78. Давайте ответим на 1 вопрос., на 2 вопрос., на 3 вопрос. Прочитайте вопрос на слайде: «Как ты думаешь, потеряла ли культура России свою самобытность после преобразований Петра I?»
— Посмотрите, пожалуйста, еще раз на слово САМОБЫТНОСТЬ, с точки зрения русского языка, что мы можем сказать об этом слове? (это сложное слово, т.к. это слово имеет два корня САМ и БЫТ, а между ними находится соединительная гласная буква О). Сравните свой вывод с авторским. — Прочитайте его в учебнике на стр. 76.
Работа в рабочей тетради.
Выполнение задания № 1, 2 На стр. 35.
ΙV. Домашнее задание.
Пересказ параграфа с.74-78.
Выполнить задания в рабочей тетради стр. 35.
V. Итог урока. Наш урок подходит к концу, скажите ребята, какие знания мы сегодня отправим в качестве клада в наш сундучок? (Что нового узнали?)
– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель оценивает учащихся работающих на уроке.
На этом урок окружающего мира в 3 классе завершается.
Автор: Платонова Дарья Павловна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №13 г.Мурома
Автор: Платонова Дарья Павловна