Статья о том, как самостоятельно организовать развивающие занятия для детей и подростков. Содержит практические советы и полезную информацию для родителей. Так же будет интересна всем, кто связан с воспитанием и развитием детей и подростков: бабушкам, няням, воспитателям.
Недостаточно просто любить своих детей.
Дайте им возможность почувствовать, чего они стоят и какую пользу могут принести.
Альфред Адлер, австрийский психолог, психиатр, мыслитель.
«Если хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени», предостерегает Эстер Селсдон. С этим сложно не согласиться! Но как возможно современным занятым родителям выделять время для регулярных занятий с ребёнком? Я предлагаю простой выход: рационально использовать каждую совместную минуту.
Время, которое мы тратим на ежедневную рутину, такую, как чистка зубов, поездка за город, прогулка, ожидание в очереди, можно провести с пользой для развития. Смотрите по сторонам, ищите удивительные вещи в простом, изучайте детали, цвета, фактуры. Вспомните вместе с ребёнком, как меняются привычные предметы в разное время года, в разную погоду — это укрепляет память.
По дороге в школу, проведите с малышом интеллектуальную разминку: быстро сосчитайте от ста до одного или назовите все буквы алфавита в обратном порядке. Воспитанников детского сада попросите вспомнить известные им числа, цвета, формы, времена года. Взбодриться подросту поможет такое упражнение: произносить алфавит и после каждой буквы (кроме Ъ и Ь знаков) называть слово, начинающееся с неё, например: «А» — апельсин, «Б» — букет, «В» — вечер.
Для тренировки оперативной памяти, научите ребёнка читать слова наоборот: овощи — ищово, автозапчасти — итсачпазотвы. Займитесь устным счетом — складывайте, вычитайте, перемножайте любые попавшиеся на глаза цифры. Детей постарше попросите сосчитать сумму номеров автомобилей, припаркованных во дворе. Или закрыть глаза и мысленно представить движение какого-нибудь предмета: например, угадать, где окажется голубь через «и-раз, и-два, и-три» секунды – это развивает воображение и зрительную память.
Стоя в очереди, займите маленького человека «измерением» пространства: сколько шагов от мамы до витрины и обратно. Потом посчитайте количество людей в очереди и сложите две получившиеся цифры. Вычьте из них число кассиров – математика, преподнесённая в такой форме, очень нравится детям! Покажите ребенку, как можно делать привычные вещи, не ведущей рукой: держать ложку, чистить зубы, рисовать — это здорово тонизирует мозг.
При чтении книги остановитесь в какой-то момент и попросите чадо найти в тексте и сосчитать, например, все буквы «и». Выполняйте упражнение регулярно: оно тренирует внимание, помогает малышам запомнить алфавит, а подросткам – сконцентрироваться на задаче. Если Вы путешествуете на автомобиле, займите детей «секретным заданием». Пусть сосчитают, сколько красных машин встретится на пути. Ребенка постарше можно озадачить подсчётом машин определенных марок и кузовов. Когда он назовет результат, попросите произвести математические действия: сложить получившиеся числа, вычесть одно из другого, перемножить. Полученная цифра будет вашим тайным «паролем».
Разложите перед ребенком мелкие предметы, например, игрушки из шоколадного яйца или монетки, попросите его отвернуться. Спрячьте некоторые из них и поменяйте местами. Пусть повернется и подумает, что исчезло, попробует все вернуть на прежние места. Играйте с детьми в слова и города: упражнения такого плана тренируют припоминание и нравятся даже подросткам. Полезно составлять анограммы и сочинять стихи. В перерывах между выполнением заданий делайте пальчиковую гимнастику.
Попробуйте сочинить небольшой рассказ, состоящий из слов на одну букву. Начало может быть, например, таким: «Поля поезд повезла показать приятелям, похвастаться подружкам, поиграть, погулять, посмеяться, повеселиться – почувствовать праздник, попробовать подарок». Заранее выберете букву, начните с одного – двух предложений.
Для тренировки памяти детишек постарше хороша такая игра: по очереди произносите два-три любых, самых разных прилагательных и пытайтесь вспомнить как можно больше предметов, к которым подойдет получившееся описание. Например: белый, пушистый, мягкий – кот, свитер, попугай, полотенце. Помимо памяти упражнение развивает фантазию и расширяет словарный запас.
Вечером просмотру телевизора предпочтите разгадывание детских кроссвордов, филвордов, поиску предметов, спрятанных на картинках и отличий на рисунках. Большинство подобных развлечений можно бесплатно скачать на гаджет. Подростку вполне подойдут взрослые варианты таких игр.
Каждый вечер перед сном вместе вспоминайте прошедший день во всех его подробностях. Добавьте упражнение, которое учит малышей быть благодарными: кому и за что сегодня стоит сказать «Спасибо!» (и не забыл ли я это сделать!). Например: «Друг поделился конфетой», «Дедушка починил самолетик», «Бабушка испекла пирог».
При желании, всю окружающую обстановку можно превратить в развивающую среду. Проявите фантазию и обычная прогулка, путь на учебу или в детский садик может стать тропинкой к успеху! В заключении, даю пять основных правил проведения занятий. Они универсальны и работают с детьми любых возрастов.
Правила проведения развивающих занятий
1. Нельзя заставлять заниматься. Заставляя мы отвращаем ребенка от любого занятия. Попробуйте заинтересовать его: договоритесь о проведении времени после занятия. Возможно, вы почитаете или просто попьете чай с пирожными. Часто дети сам «подкидывают» идеи. Попробуйте прислушаться к тому, что говорит Ваш ребенок: «Мне хочется порисовать с тобой», «Мечтаю послушать сказку!», «Хочу Шарлотку». Так и договаривайтесь: позанимаетесь, а потом порисуете, почитаете или займетесь готовкой.
2. Не перегружайте маленького человека. Второе, что отвращает ребёнка от любого, даже самого любимого занятия – чрезмерное время, проведённое за этим самым занятием. Именно поэтому внимательно относитесь к настроению и признакам усталости Вашего малыша.
3. Обучение проводите в игровой и соревновательной форме. Детям свойственно играть. Согласитесь, гораздо интереснее не «улучшать память», а «вспоминать таинственно исчезнувшие предметы».
4. Развивающие занятия должны соответствовать возрасту. Планируя тренировки, учитывайте возрастные особенности. Например, двух-трёхлетки не могу концентрировать внимание на одном предмете дольше десяти-пятнадцати минут. Четырех-пятилетние дети плохо слышат свою речь – требовать от них четкого произнесения слов бесполезно и т.д.
5. Хвалите правильно. Любая похвала – оценка. И оценивать нужно не самого ребенка, а его действия: «мне нравится, как ты сделал» или «этот поступок не очень хороший и теперь ты это понял». Всегда добавляйте позитива после критики: «Я люблю тебя и верю, что все у тебя получится».
Самое главное: надо заниматься регулярно – пусть это войдёт в привычку. Однажды Вы непременно заметите, что ребенок стал внимательнее, сообразительнее, в нём развились наблюдательность и память. Учителя и воспитатели наверняка оценят это. Быть может, Вы сами подтяните свои результаты. Но точно ни чего не потеряете: по утверждению психологов, лучше всего укрепляют отношения совместные занятия, хобби, прогулки и чтение вслух.
Конечно, для достижения значительных результатов нужен системный подход и хорошо подобранная методика. В таком случае, без помощи специалиста вряд ли получится обойтись. Но первый правильный шаг к развитию своего ребенка Вы вполне можете сделать самостоятельно! Желаю огромных успехов Вам и Вашим детям!
Автор: Максимова Алина Юрьевна, ИП «Татьяна Бадя» г. Москва, бизнес-тренер, коуч, консультант по развитию интеллектуальных способностей у детей и взрослых.