Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Лепка способствует развитию моторики. Мелкие мышцы, расположенные на кистях рук, производят множество движений, этот процесс называется тонкой моторикой.
К 6-7 годам после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти быстрыми темпами развивается координации мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом.
Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, это мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Следует помнить, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается в 10-13 лет. С 8-9 лет у детей укрепляются связи, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц. Что касается движения глаз и рук, то этот момент тоже немаловажен.
Следует приучать младших школьников быть активными по отношению к любому делу. Тем самым вырабатывается и сила воли, и терпение… Процесс лепки обычно, вызывает явный интерес у ребенка. Ребенок лучше учится различным приемам лепки, когда видит, как это делает на его глазах взрослый.
Чтобы верно передавать форму и строение предмета, следует обучить детей определенным способам и приемам лепки – конструктивному – наиболее простому, когда изображаемый предмет лепится по частям; пластическому, когда все изделие выполняется из целого куска, без деления на части; комбинированному – когда при лепке одного изделия используется и конструктивный, и пластический способы.
Знакомясь на занятиях с техникой и способами лепки из соленого теста, дети приобретают навыки пластического изображения предметов, овладевают умением стилизованно, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривая иллюстрации, картин, скульптур, произведений народно-прикладного искусства.
Цель занятия по лепке из соленого теста: освоение младшими школьниками на внеклассных занятиях лепкой из соленого теста
Задачи:
- обогащение знаний детей
- развитие опыта и творческой деятельности в создании композиции
- понимание необходимости качественного выполнения образа
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
Занятие по лепке из соленого теста «Жар-птица»
Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Сделает крестьянин из щепы или сосновой дранки птицу, подвесит ее на ниточке к потолку и любуется ею. Глядя на нее, крестьянин верил, что лишь прилетит такая птица в его края, расправит крылья, распушит свой хвост, и на весь вольный свет растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья.
Ведь птицы издавна в народе считались предвестниками весны и тепла. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы. И люди искренне верили, что птицы приносят радость и счастье. Познакомить детей со сказкой Толстого А.Н. » Жар-птица».
Физкультминутка:
(дети встают около своих мест)
Пой-ка, подпевай-ка,
десять птичек — стайка
(руки поднимают и опускают вверх, вниз)
эта птичка — воробей
(дети приседают, встают)
эта птичка-соловушка,
(дети приседают,)
сонная головушка
(гладят себя по голове, встают)
эта птичка — свирель,
(дети приседают, встают)
эта птичка — коростель,
(дети приседают, встают)
эта птичка — скворушка,
(дети приседают, встают руки медленно поднимают вверх и опускают вниз)
серенькое перышко
это — зяблик
(дети приседают, встают)
это — стриж,
(дети приседают, встают)
ну, а это — злой орлан…
птички, птички по домам
(дети садятся на свои места)
Ребята, а давайте у каждого из нас будет своя птица. И не просто птица, а «ЖАР-ПТИЦА».
Ход работы:
Композиция из соленого теста набрана из стилизованных элементов:
крупные, прикрепленные друг к другу части жар-птицы, примазываются с помощью воды, крылья составлены из наложенных одна на другую лепешечек, грудка жар-птицы украшена ожерельями (скатываются маленькие шарики и прикрепляются к основе).
Краски, использованные в сочетании цветов типично декоративные: яркие, сочные;
Дополнительные (то есть подчеркивающие яркость друг друга) цвета: зеленый, оранжевый, желтый, с большими яркими добавками — красный цвет усиливает яркость всей композиции.
Картина из соленого теста «Жар-птица» получилась яркая, веселая. Вся стилизация рассчитана на детское восприятие. Композиция смонтирована на основе (на плотном картоне) на клей «ПВА».
Автор: Лукьянова Наталья Тынчбековна, студентка 3 курса Самарского социально-педагогического колледжа, специальность «Преподавание в начальных классах», г. Самара