Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса: Употребление в речи и правописание числительных 5-30

Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка для учащихся 4 класса по теме «Употребление в речи и правописание числительных 5-30».

Задачи:

  • закрепить умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных»;
  • развивать орфографическую зоркость на основе упражнений в определении в словах орфограмм, исправлении ошибок в тексте;
  • воспитывать интерес к языку и речевому творчеству.

Оборудование:«Ромашка»,карточки со словарными словами.

Ход урока русского языка в 4 классе

Организация и деятельность учащихся на уроке:

Орг. момент:

Сем…десять… километров, семнадцат… минут, сем…ю книгами

— Ребята, посмотрите на запись. Какое правило необходимо вспомнить, чтобы грамотно записать числительные в сочетаниях слов? (Правописание мягкого знака в числительных).

— Где пишется мягкий знак в простых числительных?

(В простых числительных ь знак пишется в конце. Н-р: пятнадцать, шесть, восемь).

— Где пишется ь знак в сложных числительных?

(В сложных числительных ь знак пишется в середине. Н-р: шестьсот, восемьдесят).

— Какую функцию выполняет мягкий знак в этих числительных? (Функцию смягчения).

— Какую еще функцию может выполнять ь знак? Приведите примеры.

Читайте также:  Конспект занятия в 4 классе: Человек в религиозных традициях мира

(Функцию разделения. Н-р: десятью секундами).

— А какие еще числительные вы знаете?

(Составные, порядковые, количественные. Н-р: двадцать два, девятый).

— Как пишутся составные порядковые числительные? (Раздельно).

— А количественные? (Тоже раздельно).

— Тогда какие числительные пишутся слитно? (Сложные количественные и порядковые).

Постановка учебных задач.

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Мы будем повторять правописание числительных.

Фонетическая зарядка.

— Посмотрите еще раз на числительные Семьдесят, семнадцать, семью.

— Что объединяет эти слова? (То, что они числительные, есть один корень – семь -).

— А какое слово может быть лишним?

Семьдесят – оно сложное числительное, а остальные простые числительные.

Семнадцать – в основе слова есть суффикс, а в остальных случаях нет суффикса.

Семью – ь знак выполняет функцию разделения.

— Ребята, скажите, есть ли среди этих имен числительных слова, в которых звуков меньше, чем букв? (Да, это числительное семьдесят, семнадцать).

— Почему?(Потому что мягкий знак не имеет звука).

Читайте также:  Цветы из пищевой фольги

— Тогда почему вы не назвали числительное «семью», там тоже есть ь знак?

(В транскрипции буква Ю имеет два звука [й] [у]).

— Есть ли среди этих им.числительных такое слово, в котором звуков столько же, сколько и букв? (Да. Это числительное семью).

Каллиграфическая минутка.

Закрепление правописания им.числительных.

— Запишите числительные в два столбика:

а) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, на конце;

б) без мягкого знака

Вывод: у числительных от 5 до 30 на конце пишется ь;

у числительных от 15 до 19 ь не пишется

числительное 11 пишется с нн

После проверки этого задания ученики выполняют самооценку.

Физминутка.

Комплекс упражнений для развития.

Словарная работа.

— Ребята, скажите, пожалуйста, в каком году вы родились? (Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).

— Какое числительное обозначает разряд единиц тысяч? (Тысяча).

— Произнесем его. Какой звук вы услышали после свистящего согласного звука?([и])

— Может быть кто-то знает какой букве на письме будет обозначаться этот звук в этом слове? (Варианты ответов).

Читайте также:  Защита социально значимого проекта: Мы за чистоту русского языка

— Сегодня мы познакомимся с правописанием еще одного числительного, которое нужно запомнить. Это числительное — ТЫСЯЧА.

— Как будет называться орфограмма? (Непроверяемая гласная Я).

— Подберите однокоренные слова к этому числительному.

Словарь: тысяча, тысячный, тысячник, тысячница, тысячелетие.

— Выполните морфемный анализ. Что значит выполнить морфемный анализ?

Это значит – разобрать слово по составу.

— А теперь письменно ответьте, используя имена числительные, на вопрос: «В каком году ты родился?» (Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).

— Выделите грамматическую основу.

— Как вы думаете, каким членом предложения будут имена числительные в этом предложении? (Обстоятельством)

— Совершенно верно. Мы это еще не изучали, об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Повторение пройденного.

Групповая работа.

1 группа — №274 с.90

2 группа — №275 с.90

Выставление оценок.

Д/з: №276 с.90.

На этом урок русского языка в 4 классе завершается.

Автор: Шабарова Ботакоз Жаксылыковна, учитель начальных классов, средняя школа №13, Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: