Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»



Предлагаю вниманию учителей конспект урока по теме «Лоскутная пластика» по учебному предмету «Технология». Данная учебно-методическая разработка будет интересна учителям технологии, развивающим в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную и особым образом упорядоченную систему деятельности по осмысленному применению знаний.


 


Тип урока: урок формирования новых знаний.


Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе: творческий проект.


Межкурсовые связи с курсом ИЗО, экологии геометрии, краеведения, литературы.


Методическое оснащение урока:


 


Необходимое оборудование и материалы:


 



  • компьютер,

  • проектор,

  • ножницы,

  • кисточки,

  • клей,

  • лоскутки тканей,

  • моточки пряжи,

  • линейки,

  • карандаши,

  • старые пластинки,

  • картон,

  • альбомная бумага формата А4.


 





Дидактическое обеспечение:


 



  • презентация по теме,

  • изделия, выполненные в лоскутной пластике.


 


Методы обучения:


 



  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация, инструктаж, практическая работа, закрепление.

  • Формы работы: групповая

  • Формирование универсальных учебных действий:

  • Личностные: осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

  • Регулятивные: выполнять и корректировать практическую работу в соответствии с определением промежуточных результатов.

  • Познавательные:


 


Общеучебные:


 



  • самостоятельное формулирование познавательной цели;

  • поиск оптимальных вариантов моделирования и конструирования предполагаемого изделия;

  • самостоятельное определение алгоритма работы.


 


Логические:


 



  • анализ фактуры ткани с целью выделения главного признака, необходимого для выполнения практической работы;

  • синтез целой работы из составных второстепенных деталей;

  • обоснованный выбор критериев для сравнения.


 


Действия постановки и решения проблем:


 






  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное решение проблемы для выполнения творческого задания.


 


Коммуникативные: проявлять инициативу, точно выражать свои мысли и корректно обращаться друг к другу.


Цель урока: познакомить обучающихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем.


 


Задачи:


 



  • Обучающая: научить составлять схемы и эскизы аппликаций из лоскутков ткани в технике лоскутного шитья.

  • Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций — анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); мелкой моторики; самостоятельности, инициативы.

  • Воспитывающая: воспитание чувства гордости и уважения к чисто русскому самобытному искусству; воспитание бережливости; познавательной потребности, формирование эстетического вкуса на основе декоративно-прикладного творчества


 


Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке: основной дидактический метод - метод проектов (проблемно-исследовательский)


 


Частные методы и приемы:


 



  • словесно-иллюстративные,

  • мозговой штурм,

  • самостоятельная работа,

  • демонстрация,

  • инструктаж,

  • практическая работа,

  • закрепление.


 


Форма работы: групповая.


 





Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования: использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.


 


На данном уроке учащиеся в ходе практической работы пытаются исследовать не только различную фактур тканей, но и их цветовую гармонию для выполнения аппликации на основе разработанных эскизов и выбора лучшего. В практической работе решается проблема декорирования как вариант утилизации отходов. Описание методов оценивания, применяемых на уроке: содержательное оценивание работ, выполненных дома, самооценка и взаимооценка, бальная система оценивания.


 


Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории:


 



  • рассказ,

  • беседа,

  • самостоятельная работа,

  • демонстрация,

  • инструктаж,

  • практическая работа,

  • закрепление.


 


Планируемые результаты:


 


Личностные:


 



  • формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении;

  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

  • уважение к культуре предков и чувство сопричастности к ней через материальные предметы.


 


Предметные:


 



  • создать представление об использовании в лоскутном шитье не только геометрических форм, но и элементов произвольной формы;

  • акцентировать внимание на цвете и его сочетаниях;

  • самостоятельно составлять план действий по решению проблемы.


 


Метапредметные:


 



  • развивать способность самостоятельно и осознанно организовать свою деятельность на уроке;

  • анализировать и синтезировать полученную информацию;

  • подтверждать готовность к сотрудничеству и взаимодействию в парах и группах.


 


Ход урока.


 


Мотивация и целеполагание.


Иллюстративные и дидактические материалы: наглядно-иллюстрированный материал: электронная презентация: «Лоскутная пластика», домашние практические задания учащихся. 


Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная и групповая работа с классом.


 


Функции преподавателя на данном этапе: приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.


- Здравствуйте, дорогие мои девочки. Сегодня нам с вами предстоит разработать и изготовить некое изделие.


- Что значит разработать и изготовить?


- А как иначе называется этот процесс?


(творческий проект)


- Зачем выполняют творческие проекты?


(чтобы решить какую-либо проблему)


 


- Внимательно посмотрите на слайды и ответьте, какую же проблему вам сегодня предстоит решить на уроке?


- Вы уже работали с «мусором». Расскажите, как называется ваша работа, и какую проблему вы решили? 


- Где можно использовать ваши работы?


Приёмы и формы работы: фронтальная работа с классом по слайдам презентации и домашним работам учащихся.


 


Первичное усвоение знаний. Иллюстративные и дидактические материалы: наглядно-иллюстративный материал: образцы тканей и изделий, электронная презентация: “Лоскутная пластика», образцы готовых изделий, мини - проект «Волшебный сундучок».


 


Форма организации деятельности обучающихся: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


 


- Мусор бывает разным. К отходам можно отнести и остатки пряжи, ткани, разной фурнитуры… 


- Можно ли что-нибудь выполнить из такого мусора?


- А какая проблема может быть решена?


(Совместное формулирование проблемы «Декорирование как вариант утилизации» 


- Посмотрите на свои столы и скажите - то, что у вас лежит на столах, кроме инструментов.


- Можно сказать, что это мусор?


- Почему?


 


Функции преподавателя на данном этапе: рассказ, беседа, демонстрация.


 


В XVI век протопоп Благовещенского кремлевского собора Сильвестр собрал поучения и наставления по ведению домашнего хозяйства в книгу «Домострой». В главе о рукоделии предписывает: «Если случится одежду какую кроить себе и жене или детям и работникам… так уж сам господин с госпожой смотрят и подбирают товар, остатки же и обрезки хранят. Остатки же и обрезки разные ко всему пригодятся в домашнем деле, заплатку поставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить». Не с этих ли заплат и желания продлить жизнь вещей началось лоскутное шитье в России?


 


Считается, что лоскутное шитье появилось на Востоке. В захоронениях Египта, Китая, междуречья найдены простеганные в несколько слоев халаты и одеяла.


 


Лоскутное шитье было очень распространено и в Англии, а оттуда с переселенцами попало в Америку и стало называться словом пэчворк. 


 


Из-за нехватки ткани женщины овладели искусством практически из ничего создавать красивые и нужные вещи. Главное, надо было подбирать лоскутки по цвету и фактуре. Чтобы лоскутки не портились и не смешивались в общей массе, их хранили в специальных сундучках, так как главный принцип в работе с лоскутом – чтобы все было под рукой!


 


Необходимые инструменты и материалы для работы:


 



  • ножницы портновские;

  • маленькие ножницы;

  • иголки разные по толщине и длине;

  • нитки разноцветные;

  • линейка, угольник, карандаш;

  • булавки с плоской и объемной головками;

  • портновский мелок или остаток мыла;

  • наперсток;

  • бумага, картон. 


 


А нам для работы будут еще нужны клей по ткани, старые пластинки и толстый картон.


 


- Перечислите, что можно сделать из лоскутков? 


- Из разноцветных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют различные художественные композиции - мозаичные узоры. В России лоскутное шитье называют еще ситцевой мозаикой. Другим направлением лоскутного шитья является аппликация. Для ее изготовления мастерицы выбирают сначала фон, а потом по нему уже из лоскутков разной формы составляют рисунок.


- Этой работой сегодня предстоит и заняться вам, поэтому у вас на столе, кроме инструментов, лежат еще и лоскутки тканей.


Удивительное и вновь вошедшее в моду рукоделие – квилтинг.


 


- Кто из вас слышал это слово? Это стеганые вещи – одеяла, модные куртки, сумки, теплые халаты, чехлы для ноутбуков и т.д. 


- Рассмотрите, что изображено на слайде?


-Обоснуйте свой вывод. Некоторые считают, что это панно, а некоторые аппликация.


- В чем разница между аппликацией и панно? (Панно имеет содержание, составлено в соответствии с основами композиционного построения, а аппликация, как правило, малосодержательна)


- На слайде вы видите… что?


Это работы художников А.Лентулова и А.Филонова. Работа А.Лентулова «Василий Блаженный» напоминает аппликацию, а работа А.Филонова «Формула весны»? Да, действительно, работа А.Филонова напоминает нам живопись в технике монотипия, когда мы с вами выполняли упражнения по подбору и сочетанию цветов?


- Вспомните, какие виды соединения цветов существуют? (контрастный и родственный).


- Перед вами лежат памятки, которые напоминают правила подбора цветовой гаммы. 


 


Необходимо отметить, что мастерицы используют даже самые маленькие кусочки тканей, создавая при этом изделия высокого художественного уровня. В наше время лоскутницы упрямо стремятся сохранить прошлое, изучить и развить его. Древние ремесла еще ярче расцветают благодаря труду и творчеству молодых мастеров и мастериц. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколений в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, остается целой.


 


Сегодня на уроке мы с вами попытаемся создать панно в лоскутной технике из мусора, т.е. остатков ткани. А, кроме того, что есть так называемый мусор, какие знания нам еще понадобятся? Приемы и формы работы: диалог, работа в парах, группах. Активное обсуждение.


 


Физкультминутка:


 


Ручки потянули вверх,


Словно там висит орех.


(Потягивания рук кверху)


Тянем в стороны потом,


Словно обнимаем дом.


(Потягивания рук в стороны)


Ноги врозь, на пояс руки.


Влево плечи развернем.


А теперь направо. Ну-ка!


Упражненья повтори!


(Повтор упражнений с вращением туловища)


А теперь пора попрыгать,


Как зверюшки: прыг - прыг-прыг.


Кто устать боится мигом,


Кто к зарядке не привык?


 


(Повтор упражнений с постепенным переходом к ходьбе на месте)


 


Закрепление учебного материала.


 


Иллюстративные и дидактические материалы: кисточки, лоскутки тканей, моточки пряжи, линейки, карандаши, старые пластинки, картон, альбомная бумага формата А 4.


Форма организации деятельности обучающихся: разработка этапов изготовления аппликации (панно)


Совместная разработка алгоритма работы (вывести на экран и раздать инструкционные карточки) провести инструктаж по ТБ, практическая работа, закрепление. 


 


Функции преподавателя на данном этапе: помощник, координатор, организатор.


Приемы и формы работы: фронтальная, групповая работа.


 


Применение знаний в новой учебной ситуации.


 


Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельная работа в группах. Самооценка. Взаимооценка.


Функции преподавателя на данном этапе: организатор.


Приемы и формы работы: контроль.


 


Рефлексия.


Иллюстративные и дидактические материалы: защита мини-проекта «Волшебный сундучок», демонстрация готовых работ, выполненных из остатков ткани и пряжи.


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Форма организации деятельности обучающихся: оценка выполненной работы. Защита работ. Активное обсуждение.


 


Функции преподавателя на данном этапе: Подведение итогов урока:


 


- Расскажите алгоритм работы над проблемой.


- Подберите аргументированные доводы, что вы правильно ее выдвинули.


- Кто в вашей группе не смог справиться с заданием?


- Можно ли утверждать, что у нас в городе есть проблема утилизации.


- А вот так ее решали более умелые мастера (показ готовых работ, выполненных из остатков ткани и пряжи.


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


- Проблему использования остатков ткани решала и Аня Винокурова….


 


Защита мини-проекта «Волшебный сундучок»


 


Аня разработала и изготовила развивающую игру «Волшебный сундучок». Используя элементы игры, рассказывает сказку про Курочку Рябу, которую заканчивает словами: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Волшебства бывают только в сказках, но волшебство можно сотворить своими руками, если с фантазией и умением подойти к выбранному делу»


 


Аня, помоги нам ответить:


- Что такое проект?


Проект - это "пять П":


 


Проблема


 


Проектирование (планирование)


 


Поиск информации


 


Продукт


 


Презентация.


 


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


  


Приёмы и формы работы: Беседа с классом, обсуждение результатов работы в парах, группах, оценка. Взаимооценка. Выставка работ.


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика»


 


Урок по технологии «Лоскутная пластика» хочется закончить стихами Павла Ефимова:


 


Я боюсь не уметь,


Ремесла не иметь,


Не кроить и не шить,


И стога не вершить,


Не работать резцом


И не стать кузнецом.


Ничего не уметь,


Как души не иметь.


 


Я знаю, что вы, девочки научитесь в жизни многому. И хочется верить, что рукоделие будет среди тех умений, которые будут в жизни для кого-то только любимое хобби, а для кого-то и ремесло.


 


Подбор и сочетание цвета


 



  • Подбирать лоскутики при дневном свете.

  • Удачно сочетаются пестрая и однотонная ткань

  • Для достижении гармонии. В композиции должно быть больше холодных оттенков.

  • Для достижения большего эффекта, в изделии должно присутствовать небольшое количество темных тканей.

  • Объедините цвета по теме работы.

  • Ткани в горошек, клетку, полоску делают работу декоративной.

  • При окончательной отделке работы, старайтесь не делать кайму широкой.


 


План работы


 



  • Рассмотреть лоскут, определить его фактуру и цветовое сочетание.

  • Выбор формата будущей работы.

  • Мозговой штурм.

  • Выбор лучшей идеи.

  • Перевод рисунка на кальку.

  • Изготовление шаблонов из картона

  • Изготовление элементов панно по шаблонам.

  • Сборка готовых шаблонов с помощью клея или ниток

  • Окончательная отделка готовой работы.

  • Приборка рабочего места.

  • Подготовка к защите работ.


 


Автор: Пряхина Валентина Ильинична, учитель технологии и МХК МКОУ СОШ с УИОП № 2 имени Александра Жаркова, г. Яранск, Кировская область.


 


 


 

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Конспект урока по технологии в 5 классе по теме «Лоскутная пластика» своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам