Конспект урока по кубановедению для 1 класса. День освобождения Анапы



Вашему вниманию предлагается урок кубановедения для обучающихся 1 класса по теме: «День освобождения Анапы», УМК «школа России». Цель данного урока: обеспечить условия для ознакомления с историческим прошлым нашего города.


 


Урок разработан с использованием средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках в начальной школе, с использованием современных педагогических технологий: здоровьесберегающих, игровых, технологии личностно-ориентированного обучения. Организация учебной деятельности с учётом использования средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках в начальной школе.


 


На уроке используется презентация «Анапа в годы ВОВ», выполненная в программе Power Point. Презентация состоит из 29 слайдов. Содержание презентации ограничивается только самым необходимым математическим материалом, нет ничего лишнего. Слайды меняются по щелчку мыши. 


 


Использование ИКТ на данном уроке по теме «День освобождения Анапы» позволяет:


 



  • разнообразить формы предъявления информации на уроке, увеличить эффективность подачи материала;

  • повысить интерес и мотивацию учащихся к теме урока;

  • увеличивать восприятие материала за счет увеличения количества наглядного материала; развивать произвольное внимание, память;

  • организовать обратную связь «ученик – учитель».


 


Организация учебной деятельности с учётом технологии личностно-ориентированного обучения.





 


В ходе урока создаются следующие условия:


 



  • атмосфера взаимной заинтересованности в работе обучающихся и учителя;

  • актуализация и обогащение субъектного опыта учащихся;

  • педагогические ситуации межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • обстановка для естественного самовыражения ученика, развития коммуникативных навыков.


 


Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии


 


При проведении урока учитываются:


 



  • санитарно-гигиенические требования к классному помещению; своевременная подготовка к уроку;

  • доброжелательная атмосфера, положительный эмоциональный настрой, взаимодействие учителя и ученика, ученика с учеником;

  • использование различных видов деятельности, их смена по времени; чередование позы обучающихся в соответствии с видом деятельности;

  • оценка урока обучающимися, рефлексия.


 


При разработке урока кубановедения для 1-го класса были выбраны различные формы организации работы детей.


 


Работа в парах проводится при организации творческой деятельности (создание коллажа). Работа в парах регулирует отношения сотворчества, позволяет решить намеченные задачи. При такой работе возрастает творческая самостоятельность и познавательная активность обучающихся. Фронтальная работа используется во время беседы на этапе актуализации знаний, целеполагания, изучения нового материала.


 


Фронтальная работа способствует проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого обучающегося. Учит учащихся слушать и слышать мнение других, самостоятельно выбирать наиболее верное решение проблемы, аргументировано высказывать свое мнение, развивает самостоятельность.





Использование разнообразных видов деятельности, форм работы на уроке, наглядного материала позволяет сделать урок насыщенным, разнообразным. Эмоциональное состояние детей поддерживается на протяжении всего урока.


 


Таким образом, создаются необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя на уроке комфортно. А это в свою очередь способствует обеспечению усвоения учебного материала в полном объёме, формированию здоровой, творческой, активной личности.


 


Муз.ряд 1. фанфары


Муз. ряд 2.  Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»


1 чтец 


Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.


2 чтец 


 


Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает и унижается. Ради чего? По какому праву?


 


Учитель Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. Выпускники танцевали свой прощальный вальс.


Муз. ряд 3. Вальс (3 пары)





Учитель И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза.


 


Видео фрагмент «Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».


Муз.ряд 4. Музыка «Священная война»


3 чтец 


Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой возраст. И уходили, чтобы не вернуться. Весь школьный выпуск 41 года не вернулся с фронта…


Муз.ряд 5. Инсценировка песни Б.Окуджава «Ах, война…»


Девочки 


 


Ах, война, что ты сделала подлая?


Стали тихими наши дворы.


Наши мальчики головы подняли,


Повзрослели они до поры.


На пороге едва помаячили


И ушли за солдатом солдат.


 


До свидания, мальчики, мальчики!


Постарайтесь вернуться назад.


 


Поют мальчики 


 


Ах, война, что ты сделала подлая?


Вместо свадеб – разлуки и дым.


Наши девочки платьица белые


Раздарили сестренкам своим.


 


Сапоги, ну куда от них денешься,


Да зеленые крылья погон.


Вы наплюйте на сплетников, девочки!


Мы сведем с ними счеты потом.


 


Пусть болтают, что верить вам не во что,


Что идете судьбой наугад.


До свидания, девочки, девочки!


Постарайтесь вернуться назад.


 


Учитель Накануне ВОВ Анапа была небольшим городом с довольно развитой по тем временам курортной зоной. Здесь работали и санатории, и дома отдыха, грязелечебницы и пионерские лагеря. Люди мирно жили, трудились, приезжали на отдых к морю. В колхозах и совхозах Анапского района выращивали зерновые культуры, овощи, хлопок. Во всех хозяйствах были фруктовые сады. В июне 1941 года Анапа жила своей размеренной и привычной жизнью.


 


Но воскресным днем 22 июня 1941 года в безмятежную жизнь ку-рортной Анапы ворвалось страшное слово: война. Сворачивали работу открывшие новый летний сезон санатории, дома отдыха и пионерские лагеря, спешно покидали город курорт¬ники, приехавшие в Анапу на отдых и лечение. Сотни анапчан в первые дни войны отправились в действую¬щую армию. Фронт все ближе подходил к маленькой Анапе. Все чаще объяв-лялись воздушные тревоги: фашисты бомбили анапский порт, со¬вершали налеты на аэродром.


 


Под натиском превосходящих сил гитлеровцев, имевших при¬каз Гитлера любой ценой захватить Кавказ, советские войска в кон¬це августа 1942 года вынуждены были оставить Анапу. Свою злость фашисты вымещали на мирных гражданах. По подозрению в связях с партизанами в декабре 1942 года были каз¬нены десятки жителей села Сукко и станицы Благовещенской, в том числе старики, женщины, дети.


 


Чтец 4 Пламя ударило в небо, ты помнишь Родина?


Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.


Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!


Просто был выбор у каждого – Я или Родина.


 


Учитель Вот что вспоминает бывший боец батальона Е.Михайлова: (подготовленный ученик).


 


«Помню, как 12 июля 1942 года город бомбило почти 50 фашистских бомбардировщиков. Загорелись санатории, жилые дома, порт. Стала тонуть баржа с детьми, эвакуированными и Крыма. Мы спасали ребятишек, под градом осколков переносили их в безопасное место… А недалеко в котловане, рвались боеприпасы, в них попала вражеская бомба.» 


 


До самого августа 1942 года наши войска пытались отбить фашистов. На подступах к Анапе шли ожесточенные бои. Пало немало наших бойцов и среди летчиков, и среди морской пехоты, и десанта. Но не удалось удержать позиции перед танками противника. И 31 августа 1942 года враг захватил Анапу, Супсех, ст.Раевскую. К утру 1 сентября весь участок побережья от Анапы до Утриша был в руках противника.


Чтец 5 (зажигает свечу)


Как это – спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы, заснув, примерзнуть к стулу у окна? И не почувствовать холода. И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой! И хоронить после каждого боя друзей?


Чтец 6


И самое главное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями, а через несколько минут друга не будет в живых? Как это было на фронте – все 1418 дней войны.


 


Учитель Тринадцать бесконечно долгих месяцев оккупации. С каким нетерпением, с какой надеждой ждали анапчане освобождения родного города, но не только надеялись – они действовали.


 


В суровые годы войны рядом со взрослыми вставали дети. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а насмерть будут и совсем юные мальчишки и девчонки. Но пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.


 


До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.


 


Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. В Анапе были созданы партизанские отряды. Именами этих героев сегодня названы улицы: Ивана Голубца, Михаила Самбурова, Кати Соловьяновой и многих других. Ценою своих жизней они приближали час Победы.


 


Выходят подготовленные дети и рассказывают от первого лица.


 


1. Я - Иван Голубец – герой Советского союза. Моим именем названа улица в городе Анапа. Я родился рабочей семье, служил в Новороссийском пограничном отряде. 25 марта 1942 года во время обстрела от прямого попадания взорвалась бензоцистерна катера. Корабль был охвачен огнём, начали рваться боеприпасы. Я, служивший на другом катере, бросился на горящий корабль и сбросил все крупные бомбы в море, но сам при взрыве погиб, однако спас от гибели стоявшие рядом корабли и их экипажи. Мне - Ивану Голубцу присвоили звание Героя Советского союза посмертно.


 


2. Когда началась война, я - Марат Казей должен был пойти в 5-й класс. А ушёл в отряд к партизанам и стал разведчиком. Я погиб в бою, сражаясь до последнего патрона.


 


Учитель За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. (Дополнение учителя). 


Рассказ учителя о подвиге Толи Алехина 


Учитель Ни угрозами, ни пытками, ни побоями не удалось врагу сломить юных патриотов, до последней минуты остававшихся верными сынами отчизны.


21 сентября 1943 года советские войска после упорных боев ов-ладели городом и портом Анапа, а также заняли Супсех, Алексеевку, Анапскую. Еще почти неделю продолжались бои за освобож¬дение других сел, станиц и хуторов Анапского района.


Чтец 7 Надгробные плиты хранят имена


Мой город познал, что такое война


Родную Анапу, где долго живу


Своею отчизной, Россией зову.


 


Учитель В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб не осталось ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смертельной атаке, может быть последней? Любовь матери, жены и детей, невесты. А ещё письма – скромные треугольники, которые согревали солдатские сердца, вливая в них заряд бодрости и энергии.


Муз.ряд 6. Фон «Синий платочек»


 


Мальчики и девочки сидят имитируя написание и прочтение писем


 


1. «Здравствуйте, мои дорогие! Не обижайтесь, что редко пишу. Нет свободного времени. Идут жестокие бои с фашистами. Спать приходится по два часа в сутки…»


 


2. «Дорогой мой! Хорошо представляю себе весь ужас того положения, в котором ты оказался. Утешаю себя одной мыслью, что твои страдания – страдания всего нашего народа. Война, есть война…»


 


3. «Здравствуйте, дорогие! Жив, здоров, у меня всё по - старому. Выполняю вашу волю: уничтожаю фашистов и освобождаю территорию для нас с вами, для тысячи граждан, уехавших из родных мест».


 


4. «Здравствуй, мой милый. Скоро буря и дождь пройдут, и опять будет светить солнце, настанет время, когда можно будет смеяться и быть счастливыми. Но иногда невольно глаза наполняются слезами»


 


Учитель А война всё шла… И шёл солдат по опалённой земле, через сожженные города, переполненные госпитали, теряя друзей и близких. Шёл по родной земле. За ним была страна огромная и великая. С ним был народ – самый сильный.


Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит о подвигах, о боевых друзьях.


Чтец 8


 


Слава, вам, храбрые, слава бесстрашные,


Вечную славу поёт вам народ!


Смерть сокрушившие, доблестно павшие!


Память о вас никогда не умрёт!


 


Учитель В честь погибших в годы второй мировой войны объявляется


минута молчания


видеофрагмент 7-8


му.з ряд 9. На фоне музыки без слов «Он вчера не вернулся из боя»


Чтец 9 Вспомним всех поименно,


Сердцем вспомним своим,


Это нужно не мертвым –


Это нужно живым!


 


Помните!


Через века, через года!


Помните!


О тех, кто уже не придет никогда,


Помните!


Муз. ряд 10. Фон песни «День Победы»


 


Учитель И он пришёл, этот день - 21 сентября 1943 года – День освобождения Анапы! С каким нетерпением ждали его угнетённые! Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. Разве могут жители Анапы забыть события тех дней? Они памятны каждому человеку.


В память всех павших горит вечный огонь. Его не задуют ветры, не затушат дожди, не погасит время. Мы помним о вас, кто положил свою жизнь на алтарь Победы. Помним и храним память о вас.


Чтец 10


 


 


Играют дети всей земли в войну,


Но разве о войне мечтают дети?


Пусть только смех взрывает тишину


На радостной безоблачной планете!


Над вьюгами и стужами седыми


Вновь торжествует юная весна


 


И как огонь с водой


Несовместимы


Несовместимы дети и война!


Сценка «Война глазами детей» см. приложение муз.ряд


 


(Все слова говорятся на фоне музыки)


 


Автор Давным-давно, в старые добрые времена в голубом небе светило ласковое солнце. А в его золотистых лучах играли стайки птиц, чьи заливистые голоса были слышны повсюду.


(Из желтых треугольников имитируют солнце)


Автор Теплые волны реки омывали золотистый песчаный берег.


(Выбегают дети с голубыми треугольниками и садятся перед солнцем)


Автор На нем стоял чудный домик. Там жили дети.


(Из красных треугольников дети образуют дом и играют перед ним)


Автор Дети добрые, красивые, дети любящие друг друга. Целыми днями раздавался их громкий, заливистый смех. И все у них было хорошо.


(Дети выходят из домика, встают перед солнцем, играют в ладушки)


Автор Они были счастливы


(Дети берут друг друга под руки и танцуют. Грозная музыка- муз.ряд)


Автор Но однажды на них налетела черная тень зла.


(Выбегает человек в черном, всех касается)


Автор И вокруг стало темно. Счастливый мир детства был разрушен. И веселый смех детей угас, сердца их были разбиты.


(Муз.ряд. До ри ме. Дети садятся и опускают головы)


Автор Было очень много бед и несчастий на их пути. Дети быстро взрослели


(Муз.ряд Ванесса Мэй. Дети берутся за руки)


Автор И встали плечом к плечу в один строй со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами, чтобы скорее одолеть эту большую беду, пришедшую к нам.


(Поднимают руки вверх. Нежная музыка- му.ряд)


Автор И снова ярко засветило солнышко, запели птицы.


(Встает солнышко, появляется домик, играют дети)


Автор Зашумела ласково река


(Появляется река)


 


Чтец 1 Пройдёт совсем немного времени, мы вырастим и будем защищать просторы нашей Родины.


Чтец 2 Мы дадим клятву на верность Родине, и будем с честью нести её.


Чтец 3 Мы обещаем, что будем выполнять свой долг - долг перед страной, перед близкими, перед собственной совестью.


Чтец 4 А девчонки будут гордиться нами, и ждать нас.


Чтец 5 Я нарисую яркое солнце!


Чтец 6 Я нарисую синее небо!


Чтец 7 Я нарисую свет в оконце!


Чтец 8 Я нарисую колосья хлеба!


Чтец 9 Мы нарисуем осенние листья,


Чтец 10 Школу. Ручей и друзей беспокойных.


Чтец 11 И зачеркнём нашей общей кистью


Все Выстрелы, взрывы, огонь и войны.


 


Муз. ряд Исполнение песни «Солнечный круг».


 


Рефлексия


 


Создание коллажа из заранее приготовленных материалов. На уроке труда дети заранее делают заготовки на тему: «Мир, счастье, дружба». На доску вывешивается ватман и ребята прикрепляют свои заготовки на него таким образом, чтобы получилась радужная картина. Гости тоже могут поучаствовать. А вот и наши фотографии с урока по теме «День освобождения Анапы». 


 


Конспект урока по кубановедению для 1 класса. День освобождения Анапы


 


Конспект урока по кубановедению для 1 класса. День освобождения Анапы


 


Конспект урока по кубановедению для 1 класса. День освобождения Анапы


 


Автор: Колочкова Н.Ю., преподаватель, МБОУ СОШ № 1 г-к. Анапа


 

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Конспект урока по кубановедению для 1 класса. День освобождения Анапы своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам