Обучение детей младшего дошкольного возраста технике рисования



Предлагаю вам статью «Обучение детей младшего дошкольного возраста технике рисования». Данная работа будет полезной воспитателям младшей и средней групп детского сада, а также специалистам по изобразительной деятельности. Вашему вниманию предлагается статья, содержащая конкретные советы, методы, приемы работы по обучению детей технике рисования.


 


Обучение детей младшего дошкольного возраста технике рисования


 


Одна их главных основ общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов,- всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностями. Она не только весьма интересна для ребенка, но и очень важна и полезна во многих отношениях. Она позволяет ребенку передать свои впечатления от окружающего его мира, выразить его на бумаге: то, что вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение.


 


Многие великие философы и педагоги прошлого высоко оценили значение рисования в воспитании детей. Например, еще Аристотель подчеркивал, что «рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты». А педагог Я.А. Коменский утверждал: «Изобразительное искусство и рисование позволяет развивать чувство прекрасного, учат подмечать правильность в предметах, способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы».


 


О важности изобразительной деятельности в развитии ребенка не устают повторять и современные педагоги. Ведь она - важнейшее средство эстетического развития (по мере развития и обогащения восприятия и представления детей о форме, цвете, строении предметов, эстетические чувства становятся более глубокими, формируется художественный вкус).


 


В процессе занятия рисованием развивается воображение, интерес к творческой деятельности, нравственно - волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и направленно заниматься, преодолевать трудности. Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение и для умственного развития детей, способствуя формированию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. А так же на занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей (свободное, естественное речевое общение).





 


Таким образом, осуществляется всестороннее развитие и воспитание детей. «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны по всем наукам и мастерствам» (Дени Дидро, просветитель) 


 


Обучение детей изобразительной деятельности в детском саду начинает осуществляться еще в раннем возрасте, а в младшем и старшем находит свое продолжение. Каковы же особенности обучения технике рисования в младшем дошкольном возрасте? Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ставит перед педагогом следующие задачи:


 


Младшая группа


 



  • Продолжать учить детей держать карандаш, кисть, не слишком сильно их сжимая

  • Закрепить знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).

  • Учить детей ритмичным нанесениям штрихов, мазков. Изображать предметы окружающей действительности: падают листья, идет дождь.

  • Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, длинные, короткие, пересекать их.

  • Учить изображать предметы округлой формы, прямоугольной (солнышко, яблоко, платочек)


 


Средняя группа


 



  • Учить детей использовать краски и карандаши следующих цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый, а так же их оттенки

  • Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура.

  • Учить детей правильно передавать в рисунке расположение частей, их соотношение по величине

  • Изображать круглую, овальную, прямоугольную, треугольную формы

  • Учить изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одном листе


 


Как же решает педагог эти задачи?


 


Младшая группа





 


Во-первых, воспитатель должен научить детей правильно сидеть на занятии: прямо, не сильно наклоняясь, не опираясь о край стола грудью, положив обе руки до локтя на стол. Карандаш и кисть дети должны держать в правой руке, между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сильно сжимая ее.


 


При рисовании не нажимать сильно на карандаш. Левой рукой придерживать лист бумаги. Кисть удобнее держать за середину палочки, аккуратно набирать на нее краску, обмакивая кисть всем ворсом, лишнюю снять о край баночки.


 


Обучая детей работе с карандашом, воспитатель должен показывать правильный прием рисования прямых линий: когда проводиться вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от проводимой линии сверху вниз. При рисовании горизонтальной линии положение руки следующее: рука с карандашом находится внизу листа, перпендикулярно проводимой линии (слева направо) при этом видно все пространство движения, рука имеет твердую опору о стол. При рисовании карандашом и красками нужно добиваться слитного, непрерывного движения рук, т.к. при рисовании с остановками линия получается неровной.


 


В младшем возрасте дети начинают осваивать рисование не только прямых линий, но и округлых форм, иногда возможно сочетание округлых форм и прямых линий («солнышко», «жучки»). Проведение округлой линии вначале дается с трудом. Путем повторения воспитатель добивается легкости и уверенности в изображении («баранки для кукол», «колесики»). Это дает возможность быстрее перейти к изображению живых существ. Обращается внимание и на то, чтобы дети передавали различие форм по величине.


 


Для того, чтобы освоение округлых форм было более доступно детям, воспитатель предусматривает связь различных видов изобразительной деятельности (на аппликации – раскладывание и наклеивание кругов, на лепке – лепка шариков, баранок)


 


То же - на освоении прямоугольных форм (наклеить форму квадрата – кубики на ковре), а затем, показывая кубики нарисовать их на бумаге.


Обязательно надо учитывать, что изображение в рисунке будет для ребенка связано с сюжетно - игровым замыслом («флажок» - будет праздник, «тележка» - поедем в гости, «снег идет» - будет красиво).


 





Повторение одной и той же тематики в этом возрасте обусловлено тем, что дети впервые осваивают новые изображения. Что касается пересечения прямых вертикальных и горизонтальных линий, то воспитатель объясняет ребенку, что для изображения, например, лесенки, надо сначала нарисовать полоску земли, поставить на нее длинные палочки, а потом, ступенька за ступенькой – станет лесенка.


 


Освоение цвета в младшем дошкольном возрасте происходит постепенно. Воспитатель, подбирая краски и карандаши, учитывает содержание работы. При первом освоении формы нежелательно давать разнообразие цветов, лучше ограничиться черным карандашом, а затем уже пользоваться разнообразной гаммой. В конце учебного года воспитатель не дает новых знаний, а предлагает нарисовать знакомые формы предметов, дети сами могут придумать содержание рисунков: цветы, жучки, весенняя травка, теплое солнышко (развитие у детей инициативы, самостоятельности).


 


Тематика рисунков в этом возрасте подбирается близкая детям: «Дождик кап-кап», «Падают листья», «Цветы яркие цветут» (то, что дети видят в процессе наблюдений). Не страшно, если дети еще слабо владеют изобразительными средствами: та тематика, которую предлагает воспитатель, должна быть им понятна и доступна.


 


Приемы на закрепление и обучение техническим навыкам:


 


Чтобы воспитать сознательное отношение к занятиям, необходимо чаще предлагать детям самим показать, как надо держать кисть, карандаш. В этом возрасте полезно предложить детям несколько раз произвести движение рукой в воздухе или пальчиком на листе бумаги. В отдельных случаях, если после одного зрительного восприятия ребенок не может выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги. При этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но и кинетически.


 


Средняя группа


 


В начале года дети не получают новых знаний и умений – уточняют и закрепляют ранее полученные, но применяют их более сознательно, умениями начинают владеть более свободно. Продолжается усвоение правильной позы во время рисования: ноги на полу, обе руки на столе, сильно не наклоняться, не опираться грудью о стол.


 


Особое внимание надо обратить на те технические навыки рисования, которыми дети начали овладевать в младшей группе:


 


При рисовании круглых форм следует вырабатывать свободу движения руки без излишнего нажима на карандаш и кисть. Надо добиваться движения непрерывного, слитного, предлагая по несколько раз повторить рисунок круга, показывая, как следует действовать рукой, поясняя свои действия. Можно предложить равномерно покрыть лист бумаги колечками, как бы рисуя ткань для платья (фон разный). Техническая задача в этом случае будет решаться в единстве с эстетической.


 


Продолжается выработка прочного навыка владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки. Так, положение кисти по отношению к бумаге может быть наклонным (при рисовании широких линий и мазков) и вертикальным (при рисовании тонких линий и точек). Воспитателю следует добиваться легкости движения, усвоения навыка рисования без опоры рукой о стол или при опоре только до локтя; прикосновения к бумаге концом кисти; усвоения навыка умеренного нажима на карандаш, произвольности размаха при закрашивании частей рисунка, не выходя за контур, равномерности движений.


 


Учить детей накладывать штрихи в одном направлении в пределах контура (сверху вниз, слева направо или по косой). Движение карандаша при закрашивании неотрывное (туда-обратно), а кисть может двигаться только в одну сторону, по ворсу.


 


Детям средней группы даются новые знания, опираясь на полученные ранее. Они знакомятся с предметами овальной формы, учатся называть эту форму и определять как овальную. Путем вопросов дети подводятся к определению различия между кругом и овалом, шаром и яйцом. При рисовании круглых и овальных форм надо усвоить различие в характере движения.


 


На глазах у детей воспитатель несколько раз подряд рисует круги и овалы, поясняет различия в движении: при рисовании круглой формы движения производятся равномерно закругляясь, рисование овала требует с 2-х сторон более закругленного движения, а с 2-х более выпрямленного. При этом на первых порах овал следует рисовать значительно более удлиненным, чем яйцо, назвав эту форму, например, огурчиком.


 


Когда представление о круге и квадрате закреплено, можно вернуться к рисованию прямых линий и форм прямоугольного контура. Уточняется знание детьми треугольника – обращается внимание на то, что боковые стороны его образуются наклонными линиями. Представление об этих линиях можно закрепить, обратив внимание на наклон горки, с которой дети катаются.


 


В конце 2 или начале 3 квартала вводятся занятия декоративным рисованием. Дается прием мазка, получаемого путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге и отрывания ее. Это как-бы печатание кистью. Чтобы мазок получился ровным, кисть следует полностью погрузить в краску. Сначала дети наносят мазки в одном направлении, затем в разных направлениях. Кроме мазков, в узор вносятся прямые полосы, точки. Элементы узора, просты и однообразны, красота их в ритмичности этих элементов и в расцветке. Эти качества узора и отрабатываются.


 


Содержание рисунков можно брать из окружающей жизни, используя полученные детьми впечатления, сюжеты сказок, стихов.


Надо иметь в виду, что дети этого возраста еще не в состоянии передать правильные соотношения предметов по величине, не владеют умением выразить движения живых существ. И все же надо предоставлять детям возможность изображать интересное, динамичное содержание, зная, что что-то они выразят в словах, а что-то средствами рисунка.


 


Приемы обучения и закрепления технических навыков рисования


 


Первоначальное освоение всякого технического навыка требует наглядного показа способа действия. Это делает, прежде всего, сам воспитатель, затем он предлагает повторить показ кому-нибудь из детей. Показ обязательно сопровождается пояснением. В средней группе, как и в младшей, прежде всего, называются те движения и действия, которые показываются. Более сложные действия, включающие несколько более простых, расчленяются и каждое действие показывается и называется отдельно. При этом подчеркиваются слова «теперь», «потом», «после этого».


 


При рисовании красками, например, апельсина, сначала следует рассмотреть его. До занятия дать подержать в руках, погладить. На занятии апельсин держит воспитатель, обводит его форму руками: «Круглая, совсем круглая». Кладет апельсин на ладонь левой руки, а пальцем правой обводит, как-бы прорисовывая. После этого дети рисуют.


 


При дальнейшем усвоении навыка больше самостоятельности в показе и назывании действия предоставляется детям, воспитатель их только поправляет, дополняет. Навык можно считать усвоенным, если дети самостоятельно, без напоминаний применяют и действуют при этом свободно.


 


 


Автор: Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Обучение детей младшего дошкольного возраста технике рисования своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам