Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ



Предлагаю вам методическую разработку на тему - обогащение словаря детей в ДОУ.


 


Вопросы:


 



  • Понятие словарной работы.

  • Задачи и содержание словарной работы.

  • Своеобразие методики словарной работы.

  • Виды занятий по ознакомлению с окружающим миром.


 


Методика развития словаря


 


Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово – это знак, обозначающий результат познания, мышления. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов.


 


Свойства слова:


 






  • фонетическая выраженность

  • грамматическое оформление

  • наличие значения и способность слова

  • сочетаться с другими словами.


 


Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы


 


Аспекты словарной работы.


 



  • Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)

  • Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи).(Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)


 


Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ


 


Значение словарной работы


 



  • Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.

  • Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

  • Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

  • Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

  • От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.


 


Задачи словарной работы


 


1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе


2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)





3. Активизация словаря. 2 категории слов:


а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи),


б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)


4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)


 


Содержание словарной работы в ДОУ


 



  • Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи

  • Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных

  • Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, национальные праздники)

  • Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой), фразеологические сочетания, синонимы

  • Слова, обозначающие время, пространство, количество.


 


Направления словарной работы:


 



  • расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений

  • усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира

  • введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам


 


Критерии отбора слов


 



  • коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей

  • соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада

  • частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети

  • отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность

  • трудности произношения, сложности грамматических форм

  • учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы

  • значимость слова для решения воспитательных задач

  • значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений

  • отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).


 





Принципы словарной работы


 



  • единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления

  • связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей

  • опора на активное и действенное познание окружающего мира

  • использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности

  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование

  • раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование


 


Методы словарной работы


 


Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря)


 



  • непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

  • опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач


 


Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны: 


 



  • рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,

  • дидактические игры,

  • чтение художественных произведений,

  • словарные упражнения.


 


Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ


 


Формы и принципы словарной работы


 


Требования к проведению экскурсий и осмотров помещений:


 



  • Осмотры должны быть интересны детям: заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

  • Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет.

  • Необходимо обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: задавать вопросы, разрешать не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

  • Необходимо заранее определить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые.

  • Количество наблюдений и экскурсий должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий.


 


Методика работы с загадками


 


Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.


 


1. Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками.


2. Загадки должны быть доступны детям с точки зрения содержания и формы.


3. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного


образа с реальным предметом.


4. Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждением и доказательствами, объяснением образного описания.


5. Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.


6. Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.


 


Последовательность работы над словом.


 



  • обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.

  • уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.

  • использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимов, антонимов, на многозначные слова.


 


Автор: Ярошенко Наталья Владимировна, воспитатель МК ДОУ детский сад № 254, Кемеровская область, г. Новокузнецк


 


 

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Методическая разработка. Обогащение словаря детей в ДОУ своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам