Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса. Употребление в речи и правописание числительных 5-30



Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка для учащихся 4 класса по теме «Употребление в речи и правописание числительных 5-30».


 


Задачи:


 



  • закрепить умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных»;

  • развивать орфографическую зоркость на основе упражнений в определении в словах орфограмм, исправлении ошибок в тексте;

  • воспитывать интерес к языку и речевому творчеству.


 


Оборудование: «Ромашка», карточки со словарными словами.


 


 Ход урока русского языка в 4 классе


 


 


Организация и деятельность учащихся на уроке:





Орг. момент:


Сем…десять… километров, семнадцат… минут, сем…ю книгами


- Ребята, посмотрите на запись. Какое правило необходимо вспомнить, чтобы грамотно записать числительные в сочетаниях слов? (Правописание мягкого знака в числительных).


- Где пишется мягкий знак в простых числительных?


(В простых числительных ь знак пишется в конце. Н-р: пятнадцать, шесть, восемь).


- Где пишется ь знак в сложных числительных?


(В сложных числительных ь знак пишется в середине. Н-р: шестьсот, восемьдесят).


 


- Какую функцию выполняет мягкий знак в этих числительных? (Функцию смягчения).


- Какую еще функцию может выполнять ь знак? Приведите примеры.


(Функцию разделения. Н-р: десятью секундами).


- А какие еще числительные вы знаете?


(Составные, порядковые, количественные. Н-р: двадцать два, девятый).


- Как пишутся составные порядковые числительные? (Раздельно).





- А количественные? (Тоже раздельно).


- Тогда какие числительные пишутся слитно? (Сложные количественные и порядковые).


Постановка учебных задач.


- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?


 


Мы будем повторять правописание числительных.


 Фонетическая зарядка.


- Посмотрите еще раз на числительные  Семьдесят, семнадцать, семью.


- Что объединяет эти слова? (То, что они числительные, есть один корень – семь -).


- А какое слово может быть лишним?


Семьдесят – оно сложное числительное, а остальные простые числительные.


 


Семнадцать – в основе слова есть  суффикс, а в остальных случаях нет суффикса.


Семью – ь знак выполняет функцию разделения.





- Ребята, скажите, есть ли среди этих имен числительных слова, в которых звуков меньше, чем букв? (Да, это числительное семьдесят, семнадцать).


- Почему?(Потому что мягкий знак не имеет звука).


- Тогда почему вы не назвали числительное «семью», там тоже есть ь знак?


(В транскрипции буква Ю имеет два звука [й] [у]).


- Есть ли среди этих им.числительных такое слово, в котором звуков столько же, сколько и букв? (Да. Это числительное семью).


 


Каллиграфическая минутка.


Закрепление правописания им.числительных.


 


- Запишите числительные в два столбика:


а) с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, на конце;


б) без мягкого знака 


Вывод: у числительных от 5 до 30 на конце пишется ь;


у числительных от 15 до 19 ь не пишется


числительное 11 пишется с нн


После проверки этого задания ученики выполняют самооценку.


 


Физминутка.


 


Комплекс упражнений для развития.


Словарная работа.


- Ребята, скажите, пожалуйста, в каком году вы родились? (Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).


- Какое числительное обозначает разряд единиц тысяч? (Тысяча).


- Произнесем его. Какой звук вы услышали после свистящего согласного звука?([и])


- Может быть кто-то знает какой букве на письме будет обозначаться этот звук в этом слове? (Варианты ответов).


- Сегодня мы познакомимся с правописанием еще одного числительного, которое нужно запомнить. Это числительное  - ТЫСЯЧА.


- Как будет называться орфограмма? (Непроверяемая гласная Я).


- Подберите однокоренные слова к этому числительному.


Словарь: тысяча, тысячный, тысячник, тысячница, тысячелетие.


- Выполните морфемный анализ. Что значит выполнить морфемный анализ?


Это значит – разобрать слово по составу. 


 


- А теперь письменно ответьте, используя имена числительные, на вопрос: «В каком году ты родился?» (Я родился в тысяча девятьсот девяносто шестом году).


- Выделите грамматическую основу.


- Как вы думаете, каким членом предложения будут имена числительные в этом предложении? (Обстоятельством)


- Совершенно верно. Мы это еще не изучали, об этом мы будем говорить на следующем уроке.


 


Повторение пройденного.


 


Групповая работа.


1 группа - №274 с.90


2 группа  - №275 с.90


Выставление оценок.


Д/з: №276 с.90.


 


На этом урок русского языка в 4 классе завершается.


 


Автор: Шабарова Ботакоз Жаксылыковна, учитель начальных классов, средняя школа №13, Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск


 


 

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса. Употребление в речи и правописание числительных 5-30 своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам