Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие в прошлое лампочки



Предлагаю вам конспект НОД по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в прошлое лампочки». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы.


 


Программное содержание:


 



  • Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.

  • Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.

  • Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.


 


Методические приемы:


 



  • компьютерное и музыкальное сопровождение,

  • создание проблемных и игровых ситуаций,

  • загадывание загадок,

  • внезапное появление объектов,

  • вопросы к детям,

  • пояснения,

  • педагогическая оценка,

  • экспериментирование,

  • упражнения,

  • элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.


 


Оборудование:


 





 



  • компьютер,

  • магнитофон,

  • драпировочная ткань,

  • березовые поленья,

  • лучины,

  • свечи,

  • подсвечники,

  • керосиновая лампа,

  • колба с керосином,

  • спички,

  • тарелочка для сгоревших спичек,

  • настольные лампы,

  • лампочки,

  • коробка с сюрпризом (подарки для детей: фонарики),

  • костер,

  • подушки


 


Конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки»


 


 


Ход занятия:


 


Организационный момент:


 


Приветствие и знакомство с детьми.


Воспитатель с детьми заходят в группу под музыку и настраивает их на занятие.


- Ребята, мне очень приятно с вами сегодня познакомиться. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица. Я надеюсь, что мы с вами подружимся, но для этого нам надо с вами познакомиться. Меня зовут Виктория Викторовна, я воспитатель такого же детского сада, как и ваш, и у меня в группе такие же замечательные ребятишки, как и вы.


- А теперь давайте поприветствуем наших гостей.


 


Воспитатель (звучит продолжение музыки):





Доброе утро! – солнцу и птицам.


Доброе утро! – улыбчивым лицам.


И каждый становится


Добрым, доверчивым


Пусть доброе утро


Длится до вечера!


 


- Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие!».


Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро, гости дорогие!» (музыка заканчивается)


 


1. Вводная часть:


 


– Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?


Ответы детей.





- Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.


- А хотите узнать, куда мы отправимся?


Ответы детей.


- А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?


Ответы детей.


- Но как же мы туда попадем?


Предполагаемые ответы детей (на самолете).


Воспитатель: На самолете, мы туда не долетим.


Предполагаемые ответы детей (на поезде).


Воспитатель: На поезде, мы туда не доедем и т.д.


- А, я знаю, знаю, в этом нам может помочь Мэри Попинс, она ведь может делать чудеса. Ой, со мной что-то происходит (звучит волшебная музыка, воспитатель вращается вокруг себя, одевая на себя шляпку, берет в руку зонтик, поворачивается к детям. Удивленно осматривает себя и говорит).


- Что со мной произошло? Ребята, вы видите, я превратилась в Мэри Поппинс и в руках у меня волшебный зонтик. И под этим волшебным зонтиком мы сейчас с вами отправимся в путешествие (раскрывает зонтик и приглашает детей к себе). Подходите скорее ко мне, под зонтик.


(Дети подходят под зонтик. Мэри Поппинс (воспитатель) делает несколько вращений зонтом под волшебную музыку, и они попадают в волшебную страну, т.е. останавливаются в групповой комнате, приготовленной к занятию).


- Посмотрите, ребята, как здесь интересно, что это за место такое волшебное и свечение какое-то необыкновенно - сказочное? (дети рассматривают).


 


2. Основная часть


 


Включается экран, детей приветствует Лунтик и обращается к детям.


Лунтик: Здравствуйте, ребята. Надеюсь, вы меня узнали?


Ответы детей. (Это Лунтик)


Лунтик: Почему вы такие растерянные? Мне кажется, вы хотите узнать, куда же вы попали и что это за свет такой сказочный? Но для этого отгадайте загадку:


(Лунтик загадывает загадку)


Дом — стеклянный пузырек,


А живет в нем огонек.


Днем он спит, а как проснется,


Ярким пламенем зажжется.


Предполагаемый ответ детей (лампочка).


 


Лунтик: Молодцы. Вы правильно отгадали. Это лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?


Предполааемые ответы детей: Нет!


Воспитатель: Нет, Лунтик, не всегда!


Лунтик: Ребята, а вам интересно узнать, как люди освещали свои жилища, улицы до появления лампочки?


Ответы детей. (Да, интересно!)


Лунтик: Поэтому мы сейчас отправимся в прошлое электрической лампочки.


Воспитатель: Правильно! Но сначала закройте глаза, а я взмахну своим волшебным зонтиком и мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут нам о прошлом лампочки.


(дети закрывают глаза, Мэри Поппинс взмахивает зонтиком и произносит волшебные слова)


 


Воспитатель:


Кто не верит. Пусть поверит.


Рада гостю я всегда,


Открывая в страну двери.


Приглашаю всех туда.


 


Воспитатель: Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались около костра (слайд «горящий» костер, музыка «Треск костра»). Присаживайтесь вокруг него.


– Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете?


Предполагаемые ответы детей. (На нем готовили пищу, от костра в пещере становилось светлее, теплее).


Лунтик: Молодцы, ребята! Правильно вы сказали, посмотрите теперь, как это было (показ слайдов).


Психогимнастика:


Воспитатель: Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Включается музыка) Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, аа снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. (Пальчиковая гимнастика). Ребята, вы нагрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь давайте пойдем дальше.


- Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью без освещения?


Ответы детей.


- А почему?


Предполагаемые ответы детей: (ничего не видно, темно).


- Правильно, ребята! Ничего не видно, темно. Поэтому люди придумали факелы. А вы знаете, что такое факел?


Предполагаемые ответы детей. (Звучит позывной)


Воспитатель: Ой, ребята, нам Лунтик опять хочет что-то сказать.


Лунтик: Я хочу вам показать, что такое факел (слайды). Факел – это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.


Воспитатель: А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь (слайды).


Затем люди придумали лучину. Что это такое? Как вы думаете?


Предполагаемые ответы детей.


Воспитатель: Это просто щепка, заостренная на конце. Раз это щепка, то сделана она из чего?


Предполагаемые ответы детей.


- Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Вот из таких березовых полен. Возьмите в руки. Посмотрите, понюхайте. Чем пахнет?


Предполагаемые ответы детей (деревом)


- Возьмите и посмотрите лучину. Что вы можете о ней сказать?


Предполагаемые ответы детей.


- А вы хотите посмотреть, как она горит? (Слайд) Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация и придут пожарные. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит лучина, на слайде. Обратите внимание, один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? (комментирует во время эксперимента)


Предполагаемые ответы детей (возникнет пожар)


Воспитатель: Правильно! Запомните, с огнем нужно обращаться очень осторожно!


– Посмотрите от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Вы чувствуете запах? Какой?


Предполагаемые ответы детей (сгоревшей щепки, запах костра)


– Это было не очень удобно, и люди придумали свечу. Подойдите все сюда, возьмите в руки свечи, посмотрите и скажите, из чего их делали?


Предполагаемые ответы детей.


- Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена?


Предполагаемые ответы детей (внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)


- А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.


Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)


- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).


Релаксация (звучит музыка)


Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)


Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?


Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)


- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)


– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?


Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).


– Правильно, люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу?


Ответы детей.


- Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа? (подходят и обращают внимание на керосиновую лампу)


- Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.


- А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.


- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?


Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)


– Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?


Ответы детей


– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?


Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)


– И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)


- Прошло много лет. (Слайд) И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка (показывает лампочку)


- Давайте посмотрим, из чего она сделана? (из стекла) Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.


А теперь, давайте выясним, как она работает?


Предполагаемые ответы детей.


- Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу, в светильник. Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая – нет).


Предполагаемые ответы детей (Одна лампа подключена к электричеству, а другая – нет).


- А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую – к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь?


Ответ ребенка (заженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)


-Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка)? Что ты чувствуешь?


Ответ ребенка (зажженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)


- И Саша, и Даша, чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.


- Ну вот, теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. (Слайд)


 


2. Заключительная часть


 


Лунтик: Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки. А я приготовил вам сюрприз!


Воспитатель: Сюрприз?! Как здорово! А может быть вот это сюрприз? (указывает на коробку с надписью «СЮРПРИЗ!»)


Лунтик: Да, да, это и есть мой сюрприз!


Воспитатель (достает из коробки фонарики): Ребята, посмотрите, да здесь электрически фонарики для каждого из вас. Давайте все вместе скажем Лунтику «СПАСИБО!»


Дети (обращаясь к Лунтику): СПАСИБО!


 


ИТОГ занятия:


 


Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?


Ответы детей.


- Вам было интересно?


Ответы детей


- Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).


Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»


- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.


– А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать. Я рада, что с вами познакомилась! А можно я к вам еще приду? Ну, что же, а теперь зажигайте свои фонарики и пусть каждый ваш лучик освещает вам дорогу домой. До свидания! До новых встреч! (воспитатель машет рукой провожая детей)


Лунтик: До свиданья, ребята! (Стоп-кадр).


 


Вы можете использовать этот конспект НОД «Путешествие в прошлое лампочки» в своей педагогической практике.


 


Автор: Молоткова Виктория Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ №22 "Гнездышко, г.Елабуга, Республика Татарстан.


 

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие в прошлое лампочки своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам