Ознакомление детей старшей группы с неживой природой



В основе процесса ознакомления
детей  с явлениями неживой природы 
должны лежать действия ребенка с реальными предметами, наблюдения под
руководством воспитателя за явлениями природы. Ребенок, изучая материальные
объекты, их особенности и свойства, должен постоянно взаимодействовать с ними.
В таком случае знания он получит в процессе взаимодействия, деятельности,
поисков и размышлений.


Знания детей полноценны в том случае, когда они были
получены в результате собственных наблюдений и открытий. Систематизированные
знания приобретаются несколько позже при условии правильно организованного
подхода, а также при целенаправленном руководстве воспитателя. 


Ознакомление детей
старшей группы с неживой природой



Поскольку дети старшей группы детского сада уже могут
отличить твердые предметы от жидкостей, поэтому в этом возрасте целесообразно
показать им, как происходит переход вещества из одного состояния в другое (из
твердого в жидкое, из жидкого в пар). Прекрасно подходит для этих целей вода и
опыты с ней. Основная задача  - подвести
детей к пониманию того, что при охлаждении вода превращается в лед, то есть
переходит в твердое состояние, и наоборот – при нагревании способна переходить
в газообразное состояние в виде пара.


Важно объяснить ребенку, что все твердые вещества, даже
металлы могут переходить в жидкое состояние при воздействии высокой
температуры. В качестве примеров воспитатель может провести с детьми
нижеприведенные опыты. В зимних условиях можно использовать лед. Положите перед
детьми кусочек льда на тарелку. Спросите, что можно сказать о нем? Дети
ответят, что лед холодный, расскажут, что лед в теплом помещении может
растаять, обратят внимание на его цвет.


Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что лед
твердый, а в комнате этот лед через некоторое время растает и превратиться в
жидкость. Воспитатель может показать детям вот такой опыт. Утром
налить немного воды в тарелку. На следующий день показать детям уже пустую
тарелку, и спросить их, куда же исчезла вода. Как правило, дети скажут, что
вода испарилась.


Воспитатель должен рассказать детям о том, что в процессе
кипения, вода превращается в пар и испаряется. В теплом помещении вода при
отсутствии огня тоже может испаряться и перейти из жидкого состояния в
газообразное. Детям становится очевидным, что исчезнувшая вода в тарелке,
превратилась в пар. Вода стала паром и продолжает находиться в этой комнате. Необходимо
обратить внимание детей на тот факт, что пар можно превратить обратно в воду.
Воспитатель показывает опыт. 


Берет стакан, протирает его насухо чистой салфеткой и кладет
в него несколько кусочков льда. Через некоторое время дети наблюдают, что
наружные стенки стакана начинают запотевать и на них появляются капельки воды.
Воспитатель должен спросить детей, что они видят и почему так произошло. Очень важно способствовать формированию у детей правильных представлений
о движении неживых предметов. 


На первом занятии, проходящем в форме беседы, воспитатель
обращает внимание детей на то, что даже неживые предметы могут перемещаться в
пространстве. Все они передвигаются с разной скоростью и в разном направлении. Далее воспитатель показывает опыт на примере игрушечных машинок. Обращает внимание на скорость их движения, отдаленности от других
предметов (гаража, игрушек). Очень важно правильно сформировать у детей
взаимосвязь движения со временем.



Для этого воспитатель может провести с детьми
практический опыт. Для проведения этого опыта понадобятся счетные палочки и
игрушечная машинка. Воспитатель строит два пути, по которым будет ехать машина.
Первый путь будет прямым, а второй - извилистым. Воспитатель катит машинку
по одному пути, а потом по второму, после чего спрашивает детей, какая дорога
длиннее. Дети делают выводы, что длиннее та дорога, которая состоит из большего
количества палочек. 


С помощью этого опыта дети должны уяснить, что прямой путь
всегда короче, чем извилистый. Также можно провести занятие, которое поможет им связать движение
со временем. Детям будет интересно понаблюдать за предметами, которые движутся
с небольшой скоростью. Иногда детям тяжело увидеть движение предметов с небольшой
скоростью, глядя на которые можно сказать, что они стоят на месте. Воспитатель
показывает детям настенные часы и просит их понаблюдать за минутной стрелкой.
Через одну минуту дети увидят, что она переместилась и сделают заключение о
том, что они двигаются с определенным интервалом.


Ознакомление детей с
неживой природой
проходит планомерно и постепенно в процессе программных
занятий на протяжении года. С помощью этих занятий дети постепенно будут
накапливать знания о явлениях неживой природы, а также свойствах неживых
предметов, что пригодится в их дальнейшей деятельности.


Автор: Сидлецкая
Татьяна





скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Ознакомление детей старшей группы с неживой природой своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам