Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста



В современной системе образования много проблем. Одна
из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным
образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования
работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию
детей.


Федеральный государственный стандарт к структуре основной образовательной
программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач:
охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных
областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление
комплекса психолого–педагогической, профилактической и оздоровительной
работы. 


В соответствии с этим особую
актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения
эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях,
создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности
ребёнка. Известно, что
здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от
образа жизни человека.



 Воспитание валеологической культуры детей



Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного
возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить
укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских
и социальных вопросов. Актуальность
опыта состоит в решении проблемы  сохранения
и укрепления здоровья дошкольников, формировании  осознанного отношения
ребёнка к своему здоровью, организму.


Научность


Необходимость использования здоровьесохраняющих технологий подчёркивают
исследования В. В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В. П. Петленко,
подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа
жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и  Г.А. Баранчукова отмечается, что становление
валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания,
педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром
педагогических средств и приёмов.


Результативность

      

Систематично, проведенная работа показала следующие
результаты.


Уровень здоровья и физического развития детей:


  • Уровень заболеваемости снизился на 3,7 %, значительно
    снижено количество пропусков по болезни.
  • Количество детей, имеющих высокий уровень физического
    развития повысилось на 11 % и составляет 56%. 
  • Количество детей, имеющих высокий уровень
    представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 27% и составляет 71%.


Усовершенствована предметно-развивающая среда в
группе: в своей работе
широко использую наглядную агитацию – уголок здоровья в группе
"Здоровячок”, альбомы индивидуальной работы с детьми «Запоминай-ка», «Будь
внимателен», «Необычный лабиринт». 


Новизна
(инновационность)


Новизна опыта заключается в реализации:


  • здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной
    деятельности;
  • использование валеологических приемов для мотивации к
    здоровому образу жизни;
  • использование ИКТ для более  наглядной
    демонстрации преимущества здорового образа жизни.


Технологичность


Весь процесс
реализации работы проходил в несколько этапов:


1 этап:
диагностико-прогностический.

Цель: изучение возможностей и потребностей группы.

2 этап: практический.

Цель: введение валеологических знаний, здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

3 этап: обобщающий.

Цель: подведение итогов, совершенствование результатов
работы по данной проблеме.

     

Нормативно-правовое
обеспечение 


  • Нормативно-правовое
    обеспечение включает в себя внешние законодательные
    акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения. 
  • Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в ДОУ:
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конституция РФ ст.38, 41, 42, 43;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
    от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в
    Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
    образования";
  • Приказ Министерства
    образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении
    Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
    общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  • Санитарно-эпидемиологическими требования  к устройству, содержанию и организации режима
    работы в дошкольных учреждениях, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденного
    постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №
    26


Материально-техническое обеспечение. 


Для обеспечения полноценного
своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и
психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического
развития и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении имеется
спортивный  зал, оснащенный необходимым
традиционным и нестандартным оборудованием, физкультурный уголок в группе,
которые создан с учётом возрастных особенностей детей. На игровых участках
детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют
возможность развития двигательных навыков в любое время года.


Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ



В рамках образовательной
области «Здоровье» для успешного формирования представлений у дошкольников о
ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно-образовательная
работа в ДОУ и семье. 


Я  определила для себя следующие направления
осуществления этой проблемы:


  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде.


Я разработала систему мероприятий  под названием
« Я здоровым быть хочу», работа в которых ведётся в 3-х направлениях:


1 направление: «Я - человек. Что я знаю
о себе?»


Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста



Цель: формировать
представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему
для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и
болезни (например: д/и «Что есть во рту», «Какие у нас зубы?», «Сказка о зубной щётке» и др.,
«практические задания, опыты на вкус, запах, звук».


2 направление: «Образ жизни человека и
здоровье».


Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста


Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста


 

Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста


 


Цель: формировать представления
детей об образе жизни человека о режимных моментах, организации дня в детском
саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. ( Например: «Азбука
здоровья», чтение И.Токмаковой  «Где спит
рыбка?», советы  «Как готовиться ко
сну»).


3 направление: «Здоровый образ жизни в
условиях природы»


Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста



Цель: формировать у детей
представления об особенностях жизни в окружающем мире; о факторах окружающей
среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека, о значении ЗОЖ для
здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.       


Реализация содержания
каждого направления проводится мною в несколько этапов:


1. 
Подготовительный этап - это изучение
представлений детей о здоровье и ЗОЖ; планирование видов работы и
организационных форм.

2.
Основной этап - это сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их
кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы
являются ОД по ознакомлению с окружающим миром.

3.
Закрепляющий этап - закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через
ОД,  беседы, прогулки, опыты, игры,
оздоровительные и закаливающие мероприятия, чтение литературы.


Система работы с детьми предполагает различные формы,
средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы
являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты,
спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаю детям новые
сведения и закрепляю ранее полученные представления.


Закреплять представления
лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому использую
интегративный подход к организации занимательной деятельности детей. В процессе
ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим
миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и
здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.


На ОД
экологической направленности  формирую представления  детей об
условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и
окружающей среды. При воспитании культурно-гигиенических навыков
формирую привычку правильно: умываться, вытираться, пользоваться носовым
платком, правильно вести себя при кашле и чихании.


Расширяю представления о ЗОЖ  через: с/ролевые
игры «Больница», «Аптека», « Семья», чтение художественной литературы: «Сказка
про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про
трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о
здоровье. Продолжаю знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и
заботе о нём.


Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее
полученных навыков использую настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её
друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)


Формируя привычки
потребности в ЗОЖ, стараюсь выработать такие навыки у детей:


  • полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить
    зубы утром и вечером;
  • спать в облегчённой одежде;
  • разминаться после пробуждения;
  • уметь избегать опасных ситуаций;
  • мыть руки перед едой и после посещения туалета;
  • есть больше овощей и фруктов;
  • ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.


Система мероприятий
по направлению: «Я - человек. Что я знаю
о себе?»



Закаливающие процедуры

 
Параллельно  с педагогической деятельностью с детьми,
провожу закаливающие процедуры под руководством
старшей медсестры, которая с учетом состояния здоровья детей и местных условий
определяет вид и дозировку закаливающих процедур.


Организация системы закаливания – важнейшая часть
физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня.
Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух,
солнце и вода.
 
Цель закаливания – выработать способность организма
быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней
средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней
среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло
и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.


Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое
время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более
быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное
воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими
упражнениями.
 
Эффективным
средством закаливания является хождение
босиком
в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок).
Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая
время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям
разрешается ходить босиком, – 20–22 Сº. Затем детей приучаю ходить босиком и в
помещении: так, перед дневным сном разрешаю босиком дойти до кроватки по
ковровой дорожке. Оздоровляющее воздействие воздуха использую при организации
дневного сна и прогулок.
 
Большую радость детям доставляет процедура закаливания
солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время.  Начинаю
процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходим к
местным солнечным ваннам, для чего детям оголяю руки и ноги (на голове при этом
должна быть светлая шапочка).


Для проведения солнечных ванн игры детей
организую под прямыми лучами солнца (5–6 минут), а затем вновь увожу в тень. По
мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.е. детей раздеваю до
трусов и майки, а затем оставляю в одних трусах. Непрерывное пребывание детей
под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводя
до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может
достигать 40 -50 минут.


Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и
закаливания. В оздоровительной деятельности использую обширное умывание, ножные
ванны, обливание ног, обливания рук до локтя. Обливание ног провожу перед сном,
хождение по дорожкам здоровья после сна.
 
В результате закаливания дети стали менее
восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным
заболеваниям. Улучшился аппетит детей, они спокойны, уравновешенны,
отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких
результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих
процедур.
  

Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста





Система мероприятий с родителями
 
Одним из обязательных условий воспитания культуры
здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по
формированию потребности в здоровом образе жизни у детей,  использую как традиционные, так
нетрадиционные формы работы с родителями: информационные памятки, буклеты,
тематические выставки, оформляю информационные уголки здоровья, провожу
консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением
физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители
– активные  участники конкурсов,
спортивных и иных совместных мероприятий, проводимых в ДОУ.
 
Выводы


Быть здоровым –
естественное желание каждого человека. Основы
физического и психического здоровья
закладываются в детском возрасте.
Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни.
Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в
гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Работа
по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания,
благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному
воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности
приобретает прочный и осознанный характер. 


Нетрадиционный подход к
оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет
огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании
подрастающего поколения. Создание здоровьесохраняющей среды и воспитание навыков здорового образа  жизни у детей является одним из основных
направлений деятельности педагога.
 
Познавательные моменты органично соединяются
с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением
дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и
другими здоровьесохраняющими технологиями.


Таким образом, можно сказать, что только
круглогодичный, системный подход к организации валеологического развития, физкультурно-оздоровительных, 
и профилактических  мероприятий позволит эффективно способствовать  укреплению и сохранению здоровья
воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма,
позволит  достичь положительных результатов. 

Автор: Суворова О.Б., воспитатель
первой квалификационной категории МАДОУ города Нижневартовска, детский сад № 17
«Ладушки»
скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Воспитание валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам