Конспект занятия внеурочной деятельности. Кукла-оберег «Крупеничка»


Предлагаю вам конспект занятия внеурочной деятельности детей 7-8 лет (учащихся 1 класса) по теме «Кукла-оберег «Крупеничка». Данная
работа будет полезной учителям начальной школы и педагогам дополнительного
образования. Вашему вниманию предлагается конспект занятия, которое направлено
на развитие у младших школьников этических чувств и навыков ручного труда, а
также воспитание у них интереса к народному творчеству.


Цель: включить учащихся в процесс осознания и переживания
общечеловеческих нравственных ценностей;


Задачи:


  • познакомить учащихся с народным декоративно-прикладным
    творчеством;
  • воспитывать любовь к народному творчеству и культуре России;
  • развивать навыки работы с тканью;
  • развивать навыки работы в группе.


 

Оборудование: 



  • фото «Музей игрушки в Сергиевом Пасаде, 
  • фото с поэтапным изготовлением куклы Крупенички, 
  • музыкальные файлы с народной музыкой,
  • ткань, 
  • нитки мулине,
  • гречневая крупа, 
  • тесьма.


Конспект
занятия «Кукла-оберег Крупеничка»


 

Конспект занятия внеурочной деятельности. Кукла-оберег «Крупеничка»


Деятельность учителя:


1. Психологический тренинг «Давайте говорить друг другу
комплименты (дети говорят друг другу
комплименты. Обращаясь к однокласснику, начинают со слов «…Ты у нас…».делать это
нужно очень быстро.  Тем самым дети
настраивают друг друга на позитивное настроение, учась говорить друг другу
приятные слова. Ведь часто случается так, что нагрубить друг другу детям проще,
чем сказать что-то приятное.)


2. Сообщение темы:


- Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем
сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отгадать загадки.


Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)


Кто не ест душистый мед

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это — плюшевый... (медведь)


Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть... (кубики)


Эта мягкая игрушка —

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта — ... (зайка)


У моей сестренки - дочка:

Кудри, розовые щечки.

Если доченька болеет,

То сестра ее жалеет.

Эта дочка - понарошку,

Ведь сестра пока что крошка. (Кукла) 

Конспект занятия внеурочной деятельности. Кукла-оберег «Крупеничка»


- Да действительно речь сегодня пойдет об игрушках а, именно
о куклах.

- Ребята, а вы любите играть в игрушки? А что вы испытываете,
когда играете в игрушки?


В игрушки вы играете
сейчас и играли во все времена, о чем свидетельствует то, что в замечательном
российском городе Сергиевом Посаде существует даже музей игрушки. Если Вы
будете в Сергиевом Посаде, не упустите возможность посетить знаменитый Музей
игрушки. Он расположен в очень живописном месте города, на горе Волокуше,
напротив Троице-Сергиевой лавры.


Музей основан Николаем Дмитриевичем Бартрамом
в 1918 году. В стенах музея собрана коллекция более чем из 30 тысяч игрушек
разных народов мира. Символом города является матрешка, ее делают до сих пор в
огромных количествах. Это замечательная добрая, улыбчивая кукла. Одна из первых
российских матрешек хранится в музей игрушки.

(на экран выводятся фото с изображением музея игрушки в
Сергиевом Пасаде)

- Как я уже сказала, речь 
сегодня пойдет о кукле. Мальчики могут сказать, что кукла это игрушка
для девочек и это действительно в какой-то мере так. Девочки всегда играют с
куклой.

- Девочки, а на кого вы стараетесь быть похожи, когда играете
с куклой?( на маму)

- А какая она мама?

- А как вы думаете, что мама делает для того, чтобы быть
такой?

- Сейчас я предлагаю вам испытать эти чувства, побыть
немного мамой. Ведь невероятные чувства нежности мама испытывает, когда
убаюкивает свое дитя спать. 

(девочки исполнят «колыбельную»)


Но то, что кукла это только по женской части это утверждение
не верно. Ведь многие замечательные мастера кукольники именно мужчины. И одного
из них вы точно знаете. Это персонаж одной известной  сказки. Как вы думаете кто это? Да
действительно это папа Карло из сказки «Буратино».

- А какой был папа Карло? Человек, делающий куклу, должен
быть… добрым, веселым, воспитанным. Именно такие люди работают  на фабрике игрушек и делают игрушки для
детей.

- Посмотрите на экран,
на нем вы видите современных мастеров кукольников. 

(на экран выводятся фото с изображением мастеров
кукольников)


- Но и куклы бывают разные и назначение у них разное. Есть
куклы игрушки, А какие еще? Как вы думаете? Давайте посмотрим на экран: вот
куклы сувенирные, статуэтки, ростовые куклы, куклы для кукольного театра, и еще
куклы- манекены которые демонстрирую нам одежду на витринах магазинов, и еще
куклы обереги. Вот о них сегодня у нас с вами и пойдет речь. А как вы думаете, что такое оберег?


Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего
владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.

- А с какими чувствами человек должен изготавливать оберег,
чтобы у него было действительно это назначение, чтобы он оберегал от бед,
приносил счастье? Вот давайте и мы с этими чувствами приступим сейчас к
работе.


3. Работа по теме.


- Давайте познакомимся с некоторыми куклами-оберегами. Вот
одна из них «Подорожница». (на экран выводятся фото с изображением  куклы «Подорожницы») Ее приносили в дар людям, которые собирались в путь, чтобы
путь был легким, удачным. Еще есть кукла с красивым названием «Птица-Радость».)
(на экран выводятся фото с изображением 
куклы «Птица-Радость») Эта кукла символ весны. А вот кукла-мама. (на экран
выводятся фото с изображением  куклы
«Мама»)


Эту куклу дарили в дом, где есть дети или должны родиться,
чтобы дети росли здоровыми и счастливыми. И вот мы с вами и добрались до куклы,
которую мы сегодня с вами будем изготавливать. Это кукла «Крупеничка». (на
экран выводятся фото с изображением 
куклы «Крупеничка») Кукла
Крупеничка, Зерновушка, Горошина (на Украине основной аграрной культурой была
гречка, поэтому кукол здесь звали куклой 
Гречишницей) – одна из  любимых  народных кукол. 


Куклы  Крупенички считались главными куклами в доме,
поскольку являлись хранительницами того, во что был вложен нелегкий труд  целого семейства. В таких куклах хранилось
лучшее отборное зерно с собранного урожая, которое весной использовалось для
посева.   А еще куклы Крупенички  были 
показателем благосостояния: гость, заходивший в дом, по этим куклам мог
легко определить, в достатке ли живет семья.


Множество разных по размеру
толстеньких кукол Крупеничек показывали, что семья хорошо потрудилась летом и
осенью и  живет в достатке. Весной кукол
Крупеничек  разбирали, одежду стирали и
складывали до осени, а после уборочной страды вновь наряжали и бережно хранили
в красном углу под иконами.Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и
сытость.


Значения круп в кукле Крупеничке:


  • гречка − сытость и богатство, здоровье, связь с родной
    землёй;
  • рис − считался самым дорогим зерном, деликатесом, изыском на
    праздник;
  • перловка − сытость и надёжность;
  • овес − сила в семье (активность, желание развиваться, целеустремленность,
    возможность достичь цели);
  • пшено – плодородие, приумножение, рост
  • горох – хорошая связь между поколениями, помощь рода,
    дружба.


А теперь мы с вами приступаем к изготовлению этой обрядовой куклы. Вот
этапы ее изготовления. 

(на экран выводятся фото с изображением   этапов выполнения куклы «Крупеничка»)


1. Насыпаем в мешочек крупу и завязываем.

2. Поочередно привязываем к нашему мешочку детали одежды:
сначала нижнюю юбку.

3. Дальше верхнюю

4. Привязываем рукавчики и фартучек

5. Привязываем нижний платок (или тесьму, или полоску ткани)

6. Одеваем верхний платок (чтобы ее было легче завязывать,
его можно разложить и закрепить ниткой) И наша куколка готова


4. Практическая работа. 


Изготовление кукол к группах.


5. Итог занятия.

- Ребята, мы уже не раз говорили, что каждый воспитанный
человек должен знать и уважать традиции и обычаи своей родины. Вот сегодня вы и
познакомились с одним таким обычаем, что является немалой ценностью российской
культуры. 

А что значит ценить свою Родину? 

(Уважать, любить, беречь.)

(дети читают стихотворение «Берегите Россию»)

Е. Синицын

Конспект занятия внеурочной деятельности. Кукла-оберег «Крупеничка»


БЕРЕГИТЕ РОССИЮ


Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.


Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.


Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечной ей быть

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию, нет России другой.


- Ребята, а давайте подарим наших кукол гостям. Пусть они им
тоже принесут удачу и счастье.

(дети вручаю подарки, и читают стихи)


Ой, вы, гости-господа,

Рады мы гостям всегда.   

Что умеем мы расскажем 

Наши навыки покажем.


Принимаем мы гостей

 с самых разных
областей

Вы же строго не судите,

Сувенирчик в дар примите.


Это кукла «крупеничка»   

Может быть и невеличка?

Только нет ее ценней,

Тепло наших рук ведь в ней.


В ней сердец наших тепло,

Станет в жизни вам светло,  

Греча сделает богаче.

Будет так и не иначе!

Вы еще к нам приезжайте

И про нас не забывайте!


На этом занятие по изготовлению обереговой куклы Крупенички завершается. 


Автор: Герасимова Юлия Михайловна, учитель изобразительного
искусства, МОУ «Липицкая СОШ» Серпуховский район, Московской области.




Автор: Герасимова Юлия Михайловна

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Конспект занятия внеурочной деятельности. Кукла-оберег «Крупеничка» своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам