Родительский клуб «Играем вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ


Проект  клуба для родителей «Играем вместе» разработан  педагогом-психологом,  с целью установления партнерских отношений с
родителями, воспитывающими дошкольников с ОВЗ. Данный проект может
реализовывать педагогами-психологами, учителями-дефектологами, работающими с
детьми дошкольного возраста с ОВЗ. 
Проект практико-ориентированный. Рассчитан на дошкольников 4-7 лет и их
родителей.


Обоснование  необходимости проекта:
По данным физиолого-гигиенического мониторинга Российской академии образования
ежегодно увеличивается число дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ). Ребенок с ОВЗ -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16).                                                                                                       

В Центре «Гармония» на базе дошкольного отделения работают четыре группы компенсирующей
направленности, которые посещают 48 воспитанников в возрасте 3-7 лет с
различными нарушениями речи, интеллекта. Как показывают результаты психологического обследования, большинство
воспитанников имеют низкий уровень развития познавательной сферы и нуждаются в
коррекционно-развивающей работе.


Поэтому педагогом-психологом разработана
и реализуется учебная рабочая программа по развитию познавательных процессов у
дошкольников с ОВЗ. Универсальной  формой
коррекции является игра. Именно игра
служит источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» (по
Л.С. Выготскому) и характеризует
динамику развития и успешности ребенка.


Эффективность коррекционно–развивающей работы зависит от
согласованных и взаимосвязанных действий всех участников образовательных
отношений. Успешная  работа с нашими
воспитанниками невозможна без участия родителей, ведь именно они оказывают
самое большое влияние на развитие ребенка. Исследованиями проблем оказания
помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, 
занимались И.И. Мамайчук, О.В .Солодянкина, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго,
В.В. Ткачева и др.


В соответствии с
требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей
Программы возрастает, и работа специалистов Центра  направлена на то, чтобы родители из пассивных
наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих
детей. Так коррекционная работа педагога-психолога по развитию
познавательной сферы подразумевает, что 
и дома родители  активно
продолжают заниматься  со своими детьми, закрепляя достигнутые
результаты.


Между тем, результаты проведенного анкетирования (приложение
№2)  свидетельствуют, что почти все
родители (91%),  хотя и понимают важность
и необходимость  совместных игр с
ребенком, но 76% опрошенных отмечают, что 
редко играют со своими детьми.  А
если и играют, то как правило, в сюжетно-ролевые или подвижные игры. Так же
у 87% 
родителей был выявлен низкий интерес к традиционным формам получения
помощи специалистов (собрания, консультации), что отмечают и воспитатели, и
специалисты центра.


Данные проблемы и определили необходимость создания проекта
по организации  родительского клуба
«Играем вместе» для обмена опытом между родителями, повышения практической
психолого-педагогической компетентности 
и активности родителей в развитии своих детей. 


Цель проекта: установление эффективного
сотрудничества между родителями и специалистами Центра  по проблемам психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ.  

                            

Задачи:


  • Разработать и апробировать  программу встреч родительского клуба «Играем
    вместе»
  • Оказывать
    консультативно-практическую помощь родителям по проблемам развития
    познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ.
  • Развивать
    у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности
    игры как средства для развития познавательной деятельности.  


Основное содержание   проекта:
Данный проект реализуется через деятельность родительского клуба «Играем
вместе». Планируется проведение  в
течение  учебного года 7 встреч различной
тематики и форм (информационные консультации-презентации, игровые тренинги и
практикумы, игровые программы и др.).


К проведению привлекаются
заинтересованные темой встречи специалисты и воспитатели.  В ходе каждой встречи будут предоставляться
различные наглядные материалы на бумажных и электронных носителях. Родители, не
имеющие возможности лично участвовать на конкретной встрече в клубе, имеют
возможность получить  информацию на  сайте Центра «Гармония». 


Ресурсы:
в ходе реализации данного проекта 
используются следующие ресурсы:


  • временные (учебный год); 
  • информационные (информационные стенды,
    реклама на сайте);
  • интеллектуальные (в качестве экспертов приглашаются
    руководители клубов, зам.директора по УВР);
  • кадровые (специалисты Центра
    «Гармония»);
  • материально-технические (кабинет педагога-психолога, лекционный,
    музыкальный зал, м/медийная техника, фотоаппарат, принтер, мольберт, ксерокс
    методические пособия, канцтовары); 
  • финансовые (затраты на бумагу, краску для принтера). 


Целевая аудитория: в
ходе реализации данного проекта планируется задействовать следующие целевые
группы участников: родители (законные представители) воспитанников; команда
специалистов  Центра (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели);
воспитанники дошкольного отделения 
Центра «Гармония». Основные принципы отбора участников проекта: интерес
и желание участвовать в мероприятиях родительского клуба.  Предполагаемое количество участников проекта
неограниченно.



План
реализации проекта «Играем вместе»




1
этап: Подготовительный (август-сентябрь 2014 г)


1. Диагностика
уровня развития психических процессов воспитанников ДО Центра; консультирование
и анкетирование родителей воспитанников  (ответственный
педагог-психолог)

2.Изучение
методической литературы, опыта коллег, интернет-ресурсов, составление плана
работы, выбор форм, подготовка материалов
и наглядности. (ответственный: педагог-психолог)

3. Разработка и
утверждение локальных актов (Положения о деятельности клуба, приказов) (ответственные: Администрация Центра)

4. Информирование
родительской и педагогической общественности (информационные странички на
стендах, реклама на сайте Центра «Гармония») 
(ответственные: педагог-психолог, воспитатели)


2 этап: Практический (октябрь-май). Заседания клуба «Играем вместе»


1. Встреча № 1 (октябрь) тема: «Игры для развития памяти»


  • Консультация-презентация
    «Особенности развития памяти у дошкольников с ОВЗ»
  • Игровой
    практикум «Играем-развиваем»
  • Буклет «Игры для развития памяти»


2. Встреча  №2 (ноябрь)  тема «Игры для развития внимания» 


  • Бинарная
    консультация «Специалисты  о развитии
    памяти у дошкольников с ОВЗ» (проводят психолог и дефектолог)
  • Игровой
    тренинг «Игры в  кругу» 
  • Буклет
    «Игры для развития внимания и усидчивость


3. Встреча
№3 (декабрь) тема: «Новогодние каникулы: проводим время с пользой» (с участием
детей)


  • Игровая  программа «Новый год к нам мчится…» (проводит
    психолог и музыкальный руководитель)
  • Музыкальная
    копилка (подборка музыкальных произведений для занятий с детьми)


4. Встреча
№ 4 (февраль) тема: «Игры для развития речи»


  • Консультация-тест
    «Правильно ли мы говорим?»
  • Практическое занятие «Говорящие игры» (проводит логопед)
  • Памятка
    «Лучших игр для развития речи»


5. Встреча
№5 (март) тема: «Домашние игры для развития мелкой моторики – покупаем или
делаем всей семьей»  Выставка игр,
сделанных своими руками (в группах). Обсуждение и анализ игр. Проводят воспитатели и педагог-психолог.   


6.  Встреча
№ 6 (апрель) тема: «Игры для развития мышления»


  • Семинар-практикум: «Особенности мышления детей с ОВЗ» (с практическими упражнениями и
    играми)
  • Буклет
    «Игры для развития мышления»


7. Встреча
№7 (май). Игровая программа «Играем
вместе»
для воспитанников и их родителей


  • Подведение
    итогов, награждение участников
  • Оформление
    СD
    диска «Играем вместе»


3
этап. Заключительный (май-июнь)


1. Диагностика
уровня развития психических процессов воспитанников, консультации с родителями,
анкетирование (ответственный педагог-психолог)

2. Оценка и анализ результатов, написание отчета  и 
статьи  по результатам работы
клуба за год (ответственный
педагог-психолог)


Ожидаемые результаты и социальный эффект:


  • Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах
    обучения и психического развития своего ребенка (критериями эффективности будут
    служить стабильная посещаемость, результаты анкетирования, положительные
    отзывы)
  • Методическая разработка программы встреч родительского клуба «Играем вместе», как эффективной формы
    взаимодействия между родителями и специалистами ДОУ
  • Методическая разработка «Коллекция игр» (СD диск, с играми, памятками и 
    рекомендациями специалистов Центра «Гармония»).


Перспективы дальнейшего развития проекта: планируется, что
данный проект  будет реализовывать и в следующем учебном году, возможно
расширение содержания встреч в зависимости от запросов родителей, а так же
привлечение специалистов из
других ОУ  для  обмена  опытом.   


Автор: Заварзина
Елена Ивановна, педагог-психолог МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» Архангельская область, г. Новодвинск              

                                                                                               





скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Родительский клуб «Играем вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Новогодние поделки