Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста


Статья
посвящена актуальной проблеме формирования нравственно-патриотических чувств у
детей
дошкольного возраста решаемой в нашем детском саду посредством
использования разнообразных форм работы и активного включения в деятельность
родителей воспитанников. 


Детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому
надо сделать так, 

чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и
величия.


В.В.
Сухомлинский


Формирование нравственно-патриотических чувств у детей



Идея
воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и
стала задачей государственной важности. В
концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020
года, указано, что стратегической целью является достижение уровня
экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как
ведущей мировой державы 21 века. 


В
проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система
образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан
демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского
общества. 


На
сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном
образовании, является введение федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к
организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание
условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности
позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного
морально-нравственного и познавательного развития. 


Поэтому
так важно формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с
детских лет уважения к духовным ценностям. 


  • нравственно-патриотическое
    воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду
    причин: 
  • особенности дошкольного возраста, 
  • многоаспектность понятия «патриотизм» в
    современном мире, 
  • отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной
    особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).


Исходя
из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое
внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.


Целью
нашей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей  дошкольного возраста.


Для
реализации поставленной цели были определены основные задачи:


  • воспитывать у детей чувство любви и
    привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
  • закреплять духовно-нравственное отношение к малой родине на основе приобщения
    к  природе, культуре и традициям родного
    края;
  • развивать представление о России как о Родине. 


Последовательность
работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4
тематических блока:


1.
Блок  «Я и моя семья» - Любовь маленького
ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам в
детском саду. 

2.
Блок «Малая родина» - Расширения представлений у дошкольников с родным городом,
областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.

3. Блок
«Россия» - Знакомство детей с России, со
столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий
гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому
воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и
формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности,
терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

4.
Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны
1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств
у дошкольников.


Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не
осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.


Углубление
представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории,
что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие
обязанности по дому есть у ребенка.


Были
проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование
семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад,
совместные праздники. Создание семейного древа 
вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,
заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.


Эти мероприятия способствовали сближению родителей с
детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу. Патриотизм,
гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5
лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и
патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные
этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать
выводы.


Для
ознакомления детей с родным городом, были проведены разнообразные мероприятия,
способствующие расширению знаний воспитанию гордости за свою малую Родину:


  • прослушали
    литературно – музыкальную композицию 
    «Есть добрый городок», автор Т. Страхова; 
  • познакомились
    с историей создания флага, герба нашего города;
  • провели беседы «Наш город - раньше и теперь»,
    «Улицы любимого города», «Моя родная улица»; 
  • играли в
    дидактические игры «Профессии нашего города», «Городок»,  сюжетно – ролевые игры «Шахтер», «Строим
    город»;
  • организовали  семейные экскурсии в ДК
    «Родина», в парк имени «Горовца», на аллею «Молодоженов» и  «Сквер  Единый Кузбасс»;
  • провели  целевые прогулки в школу,
    библиотеку.


На
закрепления изученного материала детям было предложено создать макет города, в процессе деятельности у детей расширились
знания об истории родного города, сформировались умения работы в команде,
наглядно-образное мышление, любознательность.       


В
тесном сотрудничестве с родителями собрали материалы и оформили  альбомы: «Полысаево город надежд», «Шахтеры
народ трудовой», «Наши земляки». Составили карту города, на которой обозначили
улицы и достопримечательности города. В результате у воспитанников
сформировалось умение свободно пользоваться иллюстративно-печатным материалом
при решении познавательных и практических задач.

Итогом
нашей работы стало создание «Мини музея города».


В
процессе ознакомления  с историей России
использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось
вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к
защитникам Отечества:


  • подготовили презентацию «Города- герои»;
  • прослушали  гимн России музыка
    А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;
  • провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;
  • рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины»,
    «Обмундирование»;
  • читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;
  • оформили
    выставку  рисунков «Я помню! Я горжусь!»;
  • играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный
    госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.


Во
время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию
боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем
правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость,
быстрота ориентации в пространстве.


Активное
участие приняли родители воспитанников  в
создании экспозиций мини-музея в группе «Музей боевой славы». Совместными
усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника времен
Великой Отечественной войны», «Памятники и обелиски героям». Создали
мини-библиотеку «Стихи, рассказы и повести о Великой отечественной войне»,
собрана коллекция «Музыка военных лет». 


Проделанная
работа повысила у родителей интерес к
совместной  деятельности, направленной на
формирование у детей патриотических чувств. Для
родителей провели родительское собрание на тему: «Патриотическое нравственное
воспитание детей в современном мире», анкетирование «Воспитание юных
патриотов».


Работа
проведена, таким образом, что у детей расширились знания о семье, об окружающем
мире и  родном городе, стране, обогатился
словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У
наших воспитанников сформировались патриотические чувства, повысилась
самооценка. 


В
дальнейшем планируем продолжить работу
по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского
народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру.
В группе в перспективе создать уголок «Островок Патриотизма», где  будут представлены все собранные нами в
процессе работы материалы и альбомы.



Автор:
Окунева Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35» РФ,
Кемеровская область,  г. Полысаево







скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам