Конспект образовательно-развивающей ситуации на игровой основе по рисованию в средней группе «Роспись дымковского коня»


Вашему вниманию представлен конспект образовательной деятельности с
детьми 4-5 лет
по теме «Дымковские узоры». Данная работа будет полезна
воспитателям средней группы. Занятие направлено на ознакомление дошкольников с
дымковской росписью. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 Конспект занятия
«Роспись дымковского коня»



Программное содержание:


  • Продолжать закреплять знания детей о
    дымковской игрушке: материал  (глина);
    виды (барыня, животные, птицы); мастера, место изготовления (Родина – Дымково); историей промысла). 
  • Учить детей расписывать силуэт коня дымковскими узорами: горошина, точка, соблюдая следующие правила построения
    композиции: располагать  элементы узора в шахматном порядке; начинать
    роспись сверху вниз; расписывать
    у коня только внешнюю сторону: туловище, ноги.
  • Учить детей наносить элементы узора,
    использую нетрадиционную технику 
  • рисования
    – ватные палочки: горошины
    наносить путем прижимания ватной палочки большего размера; точки
    наносить путем легкого прикосновения ватной палочки меньшего размера.
  • Учить различать цвета,
    используемые в дымковской росписи.
  • Активизировать в речи детей слова: дымковская
    игрушка, горошина, точка, конь.
  • Развивать композиционные умения в шахматном
    расположении элементов узора при расписывании 
    силуэта коня. 


Предварительная работа:


  • Просмотр видеофильма о «Народных
    промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с
    мастерами промысла. 
  • Рассматривание иллюстраций и ширм по
    дымковской игрушке.
  • Организация
    мини-музея «Дымковские игрушки».
  • Д/и «Подбери краски для дымковских
    игрушек».
  • Упражнять в рисовании кругов, колец,
    точек рядами.


Демонстрационный материал:


  • ковер;
  • декорации:  иллюстрации
    седа Дымково, дом со ставнями, 2 мастерицы с силуэтами дымковских игрушек (расписные
    и  нет);
  • карточки с элементами узора; 
  • силуэт коня (в расписном варианте и в белом);
  • схема шахматного расположения элементов узора;
  • мольберт.


Раздаточный материал: (на каждого ребенка)


  • вырезанные из цветной бумаги: горошины и точки
  • силуэт коня
  • изобразительные материалы: (гуашь, ватная палочка, вода,
    кленка, подставка, салфетка)


Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе:


Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам
предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на
ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).

Воспитатель: А куда отправимся - будет для вас загадка.

Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за
руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит
музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель  выставляет декорации)


Воспитатель: Ребята открывайте глазки, мы прилетели с вами на
берег реки Вятки, где расположилась старинное село под названием
Дымково. Ребята, а кто помнит, чем же славится это село? Правильно, здесь живут
русские мастера, которые длинными 
вечерами делают из глины забавные игрушки и украшают их яркими
узорами. 


А кто знает,
какие игрушки делают мастера? (используется изображение разных видов игрушек)
Правильно много разных игрушек лепят мастера: это и кони, и птицы, и барышни.
Ребята, а почему это село назвали Дымково, а игрушку дымковской? (Ответы детей)


Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Мастерицы
длинными зимними вечерами топят печь, обжигают глиняные игрушки и все село в
дыму. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. 


Воспитатель – Ребята, а
давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются? 

(Воспитатель вместе с детьми
подходит к избе и приоткрывает ставни. В комнате сидят 2 женщины. Они
занимаются росписью игрушек.)


Воспитатель: Ребята,  посмотрите,
это две мастерицы готовятся к ярмарке – делают игрушки. Вот они уже вылепили из
глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными
и побелили их мелом.


Воспитатель: Интересно, а чем они
сейчас заняты, как вы думаете? Дети: они будут расписывать
игрушки.

Воспитатель: Правильно,  на белоснежном фоне, который так похож на
цвет настоящего снега, рисуют с любовью дивные узоры яркой краской.
(воспитатель показывает силуэт игрушки в белом и цветном варианте)


Воспитатель: Ребята, скажите,
какие цвета  используют мастера, когда
расписывают глиняную игрушку? 

Дети: желтой, розовой, оранжевой,
синей, красной, зеленой. 

Воспитатель: Ребята, а давайте
посмотрим, а какими узорами мастера расписывают свои игрушки? 


Воспитатель: ребята, посмотрите и
скажите, как называется этот узор? (воспитатель 
последовательно показывает каждый элемент на карточке)

Воспитатель: мастерицы рисуют простой
узор из горошин, колец, точек, прямых и волнистых линий. 

Воспитатель: А теперь давайте
закроем ставни. Не будем больше мешать.


Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю тоже принять участие в
дымковской ярмарке, побудем мастерами и распишем вот такого дымковского коня. Давайте
на него внимательно посмотрим. Какие части закрашены у коня полностью?
(указательный жест) (Хвост, грива, копыта, уши) Какого
цвета хвост, грива, копыта? (черного) А какого цвета уши? (Мастера расписывают
уши в яркие цвета).


А где располагается узор? (вдоль ног, туловище) Мы у коня
расписываем только ноги и туловище. Ребята, посмотрите внимательно мы наносим
узор только на внешнюю сторону, внутренняя - остается белой. Ребята, а какими
узорами украшен конь? (можно использовать карточки с элементами дымковских
узоров).


Мастера украсили коня горошинами и точками. Ребята, а на какую
геометрическую фигуру похожи и горошина и точка? (круг) А что больше горошина
или точка? Горошина в 3 раза больше чем точка. Ребята, посмотрите внимательно, как
расположены горошины и точки? (Показать схему) – В шахматном порядке. А какого
цвета горошины? Точки?


Воспитатель: Ребята, узор на дымковскую игрушку наносят сверху
вниз. А наносить узор на нашего коня мы будем не кисточками, а ватными
палочками. Посмотрите внимательно на ватную палочку: с одной стороны ваты много
накручено – это стороной мы будем делать горошины, а с другой стороны - мало,
этой стороной мы будем делать точки.  


Смотрите
внимательно, как мы наносим узор на коня. Сначала  опускаем в баночку с краску ту сторону ватной
палочки, на которой ваты много накручено. У меня гуашь красного цвета, а вас
может быть любого другого яркого цвета.


Затем находим место, где заканчивается
грива и начинается туловище и начинаем плотно прижимать ватную палочку, делая
горошинки на небольшом расстоянии друг от друга, сверху вниз в шахматном
порядке. Ребята, не забудьте, что узор мы наносим только на внешнюю сторону, а
внутренняя сторона остается белая.


Воспитатель: Ребята посмотрите, горошины я нанесла, остались точки.
Теперь я переворачиваю ватную полочку, и опускаю в баночку уже с другой  краской ту сторону  палочки, где ваты мало накручено. У меня
краска желтого цвета, у вас может быть любого другого. Теперь я начиная точки
наносить с того место где заканчивается грива и начинается туловище по одной
точки между горошинами, сверху вниз, легким прикосновением палочкой.


Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот такой яркий конь у меня
получился.

Воспитатель: Ребята, а теперь пришла ваша очередь игрушек к
ярмарке расписывать. Проходите, садитесь за столы.

Воспитатель: Ребята, но прежде чем мы начнем расписывать игрушку,
мы попробуем выложить узор на коне с помощью кружочков разных цветов и разных
размеров. Большие кружочки – это будут горошины, а маленькие – точки.  Пододвиньте к себе тарелочку с кружочками,
силуэт коня и начинайте выкладывать, как будто рисуете: не забывайте, что
начинаем сверху вниз, в шахматном порядке. (воспитатель следит за правильностью
выполнения, исправляет ошибки).

Воспитатель: Все справились!? А теперь начинаем расписывать коней.
(самостоятельная деятельность детей)

Воспитатель направляет ход работы, оказывает индивидуальную
помощь, следит за осанкой.

Воспитатель: Кто закончил, несем свои работы на ковер, будем
выставку оформлять «Веселая дымковская ярмарка».


Вопросы к детям:


- Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные,
самые круглые горошины? Точки?

- Ребята, а найдите, пожалуйста, такого коня у которого горошины и
точки в шахматном порядке расположены?

- Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего
похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата близнеца?

- Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин
и точек?


Воспитатель: Молодцы ребята, помогли мастерам к ярмарке приготовиться,
расписали таких ярких, веселых, цветных игрушек – коней. А теперь нам пора
возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте
глаза. Полетели! 


На этом занятие по рисованию «Роспись
дымковского коня»
завершается.  


Автор: Новикова Надежда
Александровна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка «Детский сад № 44
«Весёлые нотки», г. Северодвинск, Архангельская область   






Автор: Новикова Надежда Александровна

скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Конспект образовательно-развивающей ситуации на игровой основе по рисованию в средней группе «Роспись дымковского коня» своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам