Рисование. Понимание тональных различий


ПОНИМАНИЕ ТОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Под «тоном» мы понимаем яркость света и тени, использованных художником для создания иллюзии формы и пространства. Да, вполне возможно нарисовать достаточно убедительный образ одними только линиями, но эта задача сложнее. В линейных рисунках используются контуры различных форм, которые при неточном изображении могут показаться плоскими. Самый удобный метод передачи формы и объема предмета - это использование тона. Лучи света, падающие на поверхность предметов, фигур и объектов пейзажа, образуют светлые и темные участки, которые покрываются тоном определенного оттенка. Даже художники-абстракционисты создают иллюзию объема, пользуясь этим приемом.
Создать тон можно разными способами, и выбор всегда остается за художником. Даже новичок может придумать свой собственный метод. Чтобы понять, как можно использовать разные средства для создания тональных переходов, изучите работы великих мастеров в репродукциях или в галереях. Постарайтесь разобраться, каким образом в них была достигнута плотность тона, и выберите тот метод, который поможет вам найти отправную точку для работы. Советуем вам посмотреть рисунки тушью Рембрандта, рисунки с отмывкой Тьеполо, пастели Сера и карандашные эскизы Матисса. Когда у вас появится свой способ работы, характер вашей картины будут определять качество освещения и направление света. Драматическое освещение более контрастно, чем дневной свет в спокойной домашней сцене.
Для примера мы выбрали гипсовый бюст французского писателя и философа Вольтера, освещенный с разных сторон. Когда свет падает прямо на объект, детали становятся почти неразличимыми. Но на боковых сторонах, отвернутых от света, образуются резкие тени. И эти тени показывают нам мышечное строение и форму черепа, благодаря чему изображение бюста становится объемным.
Освещение слева, почти полный профиль
Источник света расположен слева и чуть выше гипсового бюста. В результате лоб ярко освещен - в этой части рисунка художник оставил бумагу чистой. Несколько тонких линий под левым глазом намекают на структуру черепа, но лицо освещено так ярко, что здесь почти нет теней.
А вот в правой части рисунка использован средний тон, которым переданы глубокие тени на впалых щеках и форма черепа. Шея нарисована еще более темным тоном, поскольку на эту часть бюста свет почти не попадает.

Рисование. Понимание тональных различий

Свет слева, почти фронтальный вид
Голова развернута таким образом, чтобы максимально было видно лицо. Свет падает слева, поэтому противо­положная сторона крупного носа фи­лософа находится в тени.

Рисование. Понимание тональных различий

Свет слева, разворот три четверти
Свет снова падает слева, но на этот раз источник находится чуть ниже, чем в двух предыдущих случаях, почти на одном уровне с бюстом. Бюст развер­нут вправо. И снова все черты, распо­ложенные правее носа, находятся в глубокой тени. Но изменение пово­рота бюста позволило подчеркнуть другие детали.

Рисование. Понимание тональных различий

Свет спереди, фронтальный вид
На этот раз источник света находится спереди. Чтобы сделать рисунок более выразительном, художник сместил источник чуть правее, вместо того чтобы размещать его прямо напротив носа. В результате правая сторона лица (сле­ва от нас) слегка затенена. Для передачи этих теней художник использовал средние тона. (Сравните этот рисунок с двумя другими на этой же странице: когда источник света находился сбоку, тени получались более темными и ин­тенсивными.)
Обратите внимание и на то, что при фронтальном освещении некоторые чер­ты лица становятся более плоскими. Скулы, в частности, кажутся более округлы­ми и менее угловатыми. Впрочем, отчасти это объясняется тем, что мы смотрим на лицо прямо, а не сбоку.
Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!





скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Поделись этой страничкой со своими друзьями

Смотреть как сделать Рисование. Понимание тональных различий своими руками

Смотрите новые поделки своими руками Педагогам, воспитателям, учителям, школьникам